Шторма, как в Европе, не будет

Экономический прогноз на ближайшую перспективу

00:00, 13 марта 2012г, Общество 1401


Приводим наиболее любопытные выдержки из доклада замминистра экономического развития России Андрея Клепача, сделанного им 2 марта на Зимней зерновой конференции в Белокурихе.

Ситуация в мире

- Наша оценка исходит из того, что общемирового кризиса экономики не будет. Но в еврозоне 2012 год – год стагнации, которая начинает ощущаться не только на юге, но и в якорных странах ЕЭС - Германии и Франции. Прогноз по еврозоне – от минус 0,3% до минус 1% валового внутреннего продукта (ВВП). Выход из этого кризиса будет продолжительным. Хотя мы ожидаем в 2013 году роста европейской экономики от нуля до 0,9% ВВП. При этом американская экономика сейчас демонстрирует достаточно хорошие показатели: в 2012 году рост будет выше прошлогоднего на уровне 2% ВВП, а в следующем вероятно торможение до 1%. Для того чтобы сократить дефицит бюджета, который сейчас оценивается от 10 и выше процентов, США придется идти на существенное ограничение государственных расходов. Проблемы в европейской экономике также окажут влияние на американский экспорт. Естественно, это будет сказываться и на мировой экономике, и на России. Хотя здесь нет простой, прямой зависимости, потому что для России важны не столько темпы роста еврозоны и США, сколько ситуация с ценами на сырье и энергоресурсы. Сейчас цена нефти марки Brent находится в районе 120 долларов. Это выше, чем мы закладывали в бюджет (100 долларов), и выше нашего оптимистического прогноза (110 долларов). Хотя мы считаем, что нефть подешевеет, если не разразится серьезный конфликт на Ближнем или Среднем Востоке. В случае такого развития событий цена нефти может уйти за 200 долларов. При этом не исключен скачок цен на зерно и в целом на продовольствие.

Мы находимся сейчас в зоне турбулентности, притом темпы роста мировой экономики в среднесрочной перспективе по-любому будут ниже докризисных. Китай тоже слегка притормозит темпы развития, но они останутся одними из самых высоких. И центр мирового экономического развития продолжит свое смещение в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже в ближайшие годы его доля в мировом ВВП превысит 30%. В Китае уже сейчас объем среднего класса оценивается в 150 миллионов человек, что превышает население России. И в этой стране огромный потенциал спроса на качественные продукты питания. Это касается и Индонезии, Малайзии, Таиланда. В этих странах будет увеличиваться и потребность в импортных продуктах питания. Поэтому через несколько лет мы можем получить принципиально новую ситуацию на мировых продовольственных рынках.

Российское завтра

- Темпы роста ВВП в прошлом году в России, по предварительным оценкам, составили 4,3%. На текущий год наш основной сценарий предусматривает 3,7% или несколько ниже за счет того, что существенно повысилась база в минувшем году. В 2013-2014 гг. рост ожидается в районе 4 %.

У нас мы не предвидим такого шторма, как в европейской экономике. Даже при падении цены нефти до 80 долларов ожидается рост на уровне 3%. В случае падения нефти до 60 долларов курс рубля неизбежно снизится до 40 и более рублей за доллар. Хотя базовый прогноз, даже с учетом того, что торговый баланс уменьшится, не предполагает снижения в год больше чем на рубль.

Если по ВВП мы уже преодолели предкризисный уровень, то по инвестициям достигнем его к концу года. Базовый сценарий предполагает рост инвестиций в этом году около 8%.

Помимо высоких доходов от экспорта, которые были в прошлом году, очень важной причиной роста ВВП является возрастающий потребительский спрос. В 2011 году он существенно превысил наш прогноз. И мы надеемся, что он сохранится на уровне 5%. Интересно, что в 2008 и в 2011 годах доходы населения выросли существенно меньше, чем рост потребления. В прошлом году реальные доходы населения поднялись всего на 0,8%, а розничный товарооборот - на 7,2%. Этот разрыв покрывался за счет потребительского кредита и за счет ранее сделанных накоплений.

В 2012-2014 гг. мы не ожидаем роста заимствований населением, исчерпаны и запасы сбережений. С одной стороны, есть устойчивый потребительский спрос около 5,5%, с другой – существуют серьезные бюджетные ограничения домашних хозяйств. Это может негативно сказаться на рынке молочных продуктов и на многих других.

Предполагается заметное изменение структуры инвестиционного спроса. В прошлом и нынешнем годах он зависел от вложений в инфраструктурные отрасли со стороны государства. В дальнейшем такие затраты со стороны федерального и региональных бюджетов снижаются. Весь расчет на рост вложений со стороны обрабатывающих отраслей, торговли и жилищного строительства. Только в этом случае можно сохранить траекторию инвестиционного роста - на уровне 7-8%, обеспечить модернизацию экономики и подготовиться к увеличению конкуренции, связанной с вступлением в ВТО да и в целом с решением наших структурных проблем.

О тарифах

- Напомню, что корректировка тарифов сетевых компаний и на газ снесена с января на 1 июля. За счет этого мы избежали январского скачка. И в целом в расчете на год тариф на газ поднимется на 7%, далее на 2013-2014 годы пятнадцатипроцентный рост восстановится.

Мы ожидаем для конечных потребителей повышения электро-энергии на уровне 7%. Далее с учетом динамики газовых цен электроэнергия будет дорожать процентов на десять. Напоминаю, что большая часть в тарифе на электроэнергию государством не регулируется. Меняется нормативная база по регулированию энерготарифов, и что-то определенное по поводу их уровня можно будет сказать не раньше конца весны.

Напоминаю, что тарифы на железнодорожные перевозки также либерализованы в части вагонной составляющей. Но оказалось, что приватизация железнодорожной отрасли дает дополнительный импульс для роста тарифов. У нас возникла проблема оборота вагонного парка. Для ее преодоления был принят ряд экстренных решений, направленных на частичный возврат к диспетчеризации оборота вагонов со стороны РЖД.

С вступлением в полном масштабе обязательств по единому экономическому пространству мы должны перейти вместе с Казахстаном и Белоруссией на единые правила оборота вагонов, а с 2013 года – на единые правила тарифообразования.

Вопрос о скидках на перевозки зерна, муки и соевого шрота, по которым ежегодно принимаются решения, необходимо решить на длительную перспективу. Есть разные варианты. Минсельхоз предлагает субсидировать перевозки. Механизм субсидий пока не согласован. Второй вариант - включение постоянно действующих скидок в тарифы.

Но и мы, и Минсельхоз исходим из того, что должен действовать механизм перевозок грузов как на экспорт, так и сохраниться скидка при поставках на внутренний рынок на расстояние свыше 1100 километров.

О перспективах развития сельского хозяйства

- Сейчас идет обсуждение проекта государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Программа еще не согласована, пока не выработаны единые подходы между нами, Минсельхозом и Минфином по параметрам финансирования.

Минсельхоз предлагает финансирование 2013 года заложить в объеме 230-240 млрд. руб.

Наша оценка пока на уровне 180-200 млрд. руб. (6-7 млрд. долларов). В следующие годы предусматривается рост финансирования на уровне близком к инфляции.

Минсельхоз предлагает новую подпрограмму, направленную на повышение плодородия почв. Мы с ним в принципе согласны, но обсуждаем объемы финансирования.

Следующая программа, с которой мы идейно согласны, но спорим по цифрам, – по развитию мелиоративных проектов. Они также будут повышать плодородие и способствовать развитию растениеводства.

Помимо существующих форм поддержки зерноводства будет сделан акцент на семенном хозяйстве. При этом экспортные субсидии, о которых просят трейдеры, не предусматриваются, так как запрещены ВТО. Экспорт будет поддержан, как я уже говорил, через регулирование транспортных тарифов.

Для стимулирования животноводства мы предлагаем поддержку производителей на литр молока, реализуемого по определенным качественным параметрам и крупными хозяйствами и населением. Обсуждаем поддержку существующих и новых проектов в птицеводстве и свиноводстве.

Для КРС пока оставлен механизм субсидирования процентов по кредитам. При этом Минфин настаивает на том, чтобы по всем проектам помощь оказывалась через субсидирование 2/3 ставки рефинансирования.

Достаточно серьезный блок в программе посвящен развитию социальной инфраструктуры села. Минсельхоз просит каждый год на это по 30 млрд. руб. Мы исходим из того, что здесь придется ужаться.

В целом документ будет существенно отличаться от ныне действующей программы и будет работать на повышение эффективности сельского хозяйства и, что очень важно, над улучшением образа жизни в селе.

При этом нам предстоит провести большую работу по адаптации нашей аграрной политики к требованиям ВТО. Ожидаемое снижение таможенных тарифов после вступления в ВТО затронет многие отечественные продукты. В ближайшие 2-3 года в зоне риска будут находиться молоко, молочные продукты и сыры. На наш рынок может хлынуть дешевое пальмовое масло. Поэтому будем думать, как ему препятствовать через установление определенных стандартов, внесение изменений в технологический регламент на растительные масла.

Отмечу, что размеры государственной поддержки селу будут не сокращаться, а увеличиваться. Будем готовиться к растущей конкуренции, связанной с вступлением в ВТО, но даже без вступления конкуренция на сельскохозяйственных рынках нарастает каждый год. Надеюсь, что у нас есть все возможности, чтобы эти вызовы встретить достойно.

Подготовил Евгений

Новости