Боры нужно спасать

От сельхозпалов и «черных лесорубов».

00:00, 30 марта 2012г, Общество 2764


Боры нужно спасать Фото №1

Так считает лесничий Боровлянского лесничества Владимир Елизаров

- Владимир Александрович, Боровлянское лесничество признавалось лучшим в России, может, и проблем у вас меньше, чем у ваших коллег?

- Вот уж точно проблем хватает, как говорится, выше крыши. Еще немного – и начнется пожароопасный период. Он всегда для нас жесткий сезон. Большую территорию занимают пойменные луга, их поджигают, а огонь приходит в бор.

Огромен наплыв охотников-любителей, отдыхающих. Едут на автомобилях отовсюду, ведут себя плохо: оставляют не залитые водой костры, незатушенные окурки. Не понимаю, почему до сих пор не запрещена весенняя охота? Нужно запретить, она превращается в беспредел. Пьянки, костры, намеренно поджигают сухую траву, якобы спасаясь от клеща. Ежегодно таких фактов десятки.

- Меня, например, уже достала говорильня насчет закрытия весенней охоты и запрета сельхозпалов. Вот вы лесной человек, сами видите, что весной выгорают березняки, лесополосы, хвойные боры. Что нужно сделать, чтобы сельхозпалы прекратить?

- Нужно, чтобы арендаторы сельхозугодий несли ответственность как арендаторы лесных участков.

- Это как? Объясните.

- Подожгли солому на поле – за это обязан ответить фермер, руководитель предприятия, либо тот, кому отдана в аренду земля. Только тогда не будут приниматься в расчет ничьи оправдания и попытки доказать, что кто-то чиркнул спичкой, но не я. Такой закон есть, но он не действует, так как в нем не прописана ответственность за содержание своих угодий.

- Как вы намерены встретить пожароопасный сезон?

- Подготовлены. Оснащены. Всё есть: пожарно-химические станции, наблюдательные вышки, инвентарь.

- И всё у вас безоблачно?

- Если бы так!

Самая большая территория взята в аренду предприятием ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» - более 98 тысяч гектаров. Здесь нам не повезло, прямо скажу: неоднократно на него налагались административные штрафы за нарушение лесного законодательства. Сейчас управление лесами Алтайского края разбирается с этим арендатором на правовом поле в арбитражном суде.

А пока суд да дело – время идет, пожароопасный период никто не отменял. Например, возникли вопросы по содержанию пожарно-химических станций и тушению пожаров, хотя в законе и в договоре аренды обязанности прописаны. Нашелся выход: управлением лесами издан приказ, что на этой территории будут защищать лес от огня другие арендаторы - соседи.

Лесные предприятия (ИП «Маскаев В.И.», ООО «ПЕТРОВ» и ООО «Леспромэкспорт») на пожарные вышки устанавливают видеонаблюдение. Это ноу-хау на территории Боровлянского лесничества.

Сделано 30 километров противопожарных разрывов и заслонов вокруг семи населенных пунктов. Очень большая работа. При устройстве заслонов от огня убираются вся валежная древесина, сухостой, подрост. Создаются минерализованные полосы, а дальше идет двадцатиметровый разрыв для того, чтобы не подпустить к деревне огонь в случае его возникновения.

- Меня настораживает, что отовсюду браконьеры теперь лезут именно к вам, в Боровлянские боры. Видела, что творится в вашем глухом углу – лосиные шкуры, браконьерские пни. Может, видеонаблюдение установить в самых сложных участках?

- Кстати, на одном из совещаний было предложено сделать видеонаблюдение хотя бы на центральных дорогах, которые ведут в зеленые массивы и из них выходят. Считаю, вполне осуществимая идея и миллиардных затрат не надо.

А в самом бору, конечно, аппаратуру не установишь – стащат. Когда выезжаем на место самовольного поруба, тогда ведется видеосъемка, ее представляем в органы внутренних дел как доказательную базу. Порою приезжаешь на лесосеку, невозможно установить личность виновного, вот и снимаем технику, трактора, документы какие есть, все фиксируем.

- Беспилотник вам помогает?

- Когда велось следствие по незаконным рубкам на территории нашего лесничества, правоохранительными органами использовался беспилотный аппарат. На службе охраны лесов от пожаров находится авиалесоохрана, нами проводится круглогодичное патрулирование, причем даже зимой. Обнаруживаем кроме самовольных рубок другие нарушения. Неочищенные лесосеки, линии электропередачи, противопожарные разрывы на арендованных участках.

Кстати, авиалесоохрана при каждом облете сбрасывает нам информацию о состоянии дел на территории лесничества. Сверху видно все.

Нужно ужесточить законы как для арендаторов, так и всех, кто находится на территории зеленых массивов. Старый Лесной кодекс, существовавший до декабря 2006 года, очень хорошо работал. В каждом лесничестве были лесники, мастера, штат государственной лесной охраны.

На территории сегодняшнего Боровлянского лесничества, где раньше располагались два лесхоза, в общей сложности было 200 человек гослесоохраны, У каждого лесника свой обход, он отвечал за всё: незаконные рубки, работу с населением, посадки, хозяйственную деятельность на участке. Сегодня лесников нет. Но никто не отменял работы, которую они выполняли. Делаем её.

- Владимир Александрович, вы постоянно разъезжаете по судам: то в краевом, то в районных. С чем это связано?

- Всё с тем же: с незаконными рубками, несоблюдением договоров аренды и возмещением материальных ущербов в результате нарушения лесного законодательства. Например, на днях в Новоалтайском городском суде рассматривалось дело по возмещению в интересах государства материального ущерба незаконной рубкой.

- Много украдено?

- «Черными лесорубами» заготовлено 164 кубометра древесины, ущерб составил 1 миллион 750 тысяч рублей. Незаконная заготовка совершена в Акутихинском участковом лесничестве.

- А почему судебное заседание в Новоалтайске?

- Совершивший преступление проживает в Первомайском районе. На судебные заседания я выезжал в Бийск, Барнаул, Тальменку, Тогул, Красногорск, Петропавловку и многие другие районы – по месту жительства тех «черных лесорубов», вина которых во время следствия была доказана.

- А сколько еще вышли сухими из воды! Такое впечатление, что наши законодатели стремятся показаться лояльными, человечными. Территория Боровлянского лесничества около 230 тысяч гектаров, и всего 7 работников леса. Может, вам в Японии роботов заказать, чтобы за «черными лесорубами» присмотрели?

- Не срабатывает законодательство, хоть лоб разбей. Например, в части наказания за самовольные рубки. Здесь я полностью поддерживаю коллегу – лесничего Озерского лесничества Андрея Пригаева, который высказался на страницах «Алтайской правды» прямо: «Спасти лес поможет закон» (см. «АП» за 25 февраля 2012 года. - Ред.).

У нас творится то же самое – поймали «черного лесоруба», на него завели дело, осудили. Через некоторое время вновь этот жулик промышляет с бензопилой.

- Сравним два Лесных кодекса - ранее действовавший и принятый в 2006 году, где больше плюсов?

- Старый больше работал на сохранение зеленых массивов. Арендатор, нанимающий заготовителей, их не только не контролирует, но даже не ставит в известность арендодателя – управление лесами. И так во всех регионах страны. По новому кодексу за каждым работником нашего отдела (их семь человек) закреплены участки площадью каждый около 34 тысяч гектаров.

- Непросто. А почему Москва молчит, поправки нужны к кодексу.

- В 2012 году вступили новые правила заготовки древесины: вводится освидетельствование каждой лесосеки. Порядка будет больше, не сомневаюсь. Суть процедуры в том, что мы должны принять лесосеку у заготовителя. Однако обратите внимание на такую деталь: указано, что через два месяца после того, как заготовитель сдал отчет.

Теперь представьте, как следовать букве правил: заготовитель сдал отчет в январе, а как через два месяца, в марте, по снегу проверять? В общем, досадно. Нам-то понятно, что эту ответственную операцию нужно проводить в бесснежный период, а законодателю невдомек такие тонкости, от которых многое зависит. Вот и скажешь иногда в сердцах, что все делается будто во вред.

Управление лесами постоянно направляет в Москву предложения и замечания о внесении поправок и изменений в новый Лесной кодекс. На коллегии по итогам работы нашей отрасли края в 2011 году было решено даже послать представителя на заседание Совета Федерации с предложениями от края. Ждем положительного результата.

- Владимир Александрович, есть ли будущее у Приобских боров?

- Стараемся. Делаем все, что в наших силах. Нужно срочно ужесточить закон, ввести необходимые поправки и дополнения. Иначе лес уйдет под браконьерский топор.

Причины возникновения пожаров - 90% от неосторожного обращения с огнем. Все лесные пожары ликвидированы силами арендаторов лесных участков.

Материалы по лесным пожарам направлены в ОВД районов, по которым проводились следственные действия.

На арендуемых лесных участках (за 2011 год) выявлено 33 нарушения лесного законодательства. Незаконно заготовлено 2643,4 кубометра, ущерб от незаконных рубок составил более 4 миллионов рублей. По всем случаям незаконной рубки леса были поданы материалы в ОВД районов, по двум случаям по материалам, переданным в ОВД, отказано в возбуждении по ч. 1 п. 2 ст. 24 УПК РФ, по 2 приостановлено по ч. 1 ст. 208 УПК РФ, остальные материалы находятся в следствии ОВД районов и Следственном комитете Алтайского края, по которым проводятся следственные действия. По 1 материалу состоялся суд по ч. 1 ст. 260 УК РФ, материальный ущерб в сумме 27,7 тысячи рублей возмещен в добровольном порядке до заседания суда.

В 2011 году отдел обеспечения полномочий в области лесных отношений по Боровлянскому лесничеству управления лесами Алтайского края представлял интересы РФ в судебных заседаниях по привлечению к ответственности за незаконные рубки и возмещению материального ущерба в интересах РФ в судах Усть-Пристанского, Зонального, Быстроистокского, Тальменского, Тогульского, Красногорского, Петропавловского, Первомайского районов, г. Бийска и Барнаула, а также по апелляционным жалобам на решения районных судов в краевом суде.

Цифры и факты

Боровлянское лесничество расположено на территории пяти административных районов: Усть-Пристанского, Петропавловского, Быстроистокского, Зонального, Троицкого - и части Смоленского лесхоза на правом берегу Оби и неустроенных лесов сельскохозяйственного назначения Усть-Пристанского района.

Контора лесничества находится в селе Клепиково Усть-Пристанского района (30 километров от райцентра, 225 километров от Барнаула).

Всего около 230 тысяч гектаров. Площадь переданных в аренду составляет около 228 тысяч гектаров.

В 2011 году произошло 30 лесных пожаров, выгорело более 142 гектаров бора. Потери древесины – более 18,5 тысячи кубометров.

Фоторепортаж