Опалённые войной

09:54, 18 апреля 2012г, Общество 1053


Опалённые войной Фото №1

В канун Дня Великой Победы мы публикуем воспоминания современников тех лет. Одним из них был Александр Костюков. Нынче он ветеран труда, проживает в селе Шипуново. 

Под маминым крылом

Моё детство прошло в Прохоровском районе Курской области, неподалеку от места знаменитого танкового сражения. В те годы спасали нас, ребятишек, от холода, голода и бомбёжек наши мамы и бабушки. О их подвиге хочу напомнить сейчас, накануне светлого праздника Победы.

Дрова

Во время войны в нашей деревне печи чем только не топили: ветками плодовых деревьев, картофельной ботвой и даже соломой с крыш сараев! Моей маме удалось невероятное: она раздобыла дров. На них пошли толстые дубовые сваи, на которых до войны стоял колхозный склад. Выкопать их и вытащить из земли было делом наитруднейшим. Но за 15 дней мама с ним справилась. В избе стало тепло.

Драники

Когда наша корова Милка погибла при артобстреле, продовольственную проблему стало решать сложно. В сарае – шаром покати. Вот тогда-то бабушка и мама придумали свой способ борьбы с голодом: пекли так называемые драники, в том числе из мёрзлого картофеля. А чтобы они не пригорали и легче снимались со сковороды, её натирали кусочком старого свиного сала, наколотого на лучинку. В доме пахло едой.

Карандаш

После того как фронт ушёл на Запад, жизнь в деревне стала постепенно восстанавливаться. Открылась школа. Но чтобы отправить меня с сестрой в неё, то есть купить учебники, тетради, письменные принадлежности, денег в семье не было, хотя мама трудилась в колхозе. Оставалось только одно: унести на железнодорожную станцию Прохоровку и продать пассажирам поездов часть того, что было выращено на огороде и заготовлено на зиму. Неизменным спросом пользовались соленья.

Мама носила их в двух эмалированных вёдрах на коромысле. В выходной день уходила на рассвете, а возвращалась ночью. Путь-то был не близкий – 18 километров. На вырученные за день деньги покупала две тетради и карандаш – один на двоих.

Ячейка

В войну ячейкой называли окопчик для стрельбы лёжа. Однажды во время налёта фашистских самолётов мама накрыла нас с сестрой собой в одной из таких ячеек. Пули глухо простучали рядом, обдавая земляным крошевом…

Мама умерла в 1957 году, когда ей было всего 43 года. Врачи констатировали: приобретённый порок сердца. Сказалось всё, что она перенесла во время войны… 

Фоторепортаж