Просветители, наставники, советчики

В конце минувшей недели прошли третьи педагогические чтения, которые открылись в филармонии торжественной церемонией награждения лауреатов премии им. С.П. Титова для сельских педагогов-просветителей

00:00, 24 апреля 2012г, Культура 2947


Просветители, наставники, советчики Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Эта премия учреждена в 2007 году, и снова десять лучших учителей получили заслуженную награду из рук губернатора Александра Карлина. На торжестве присутствовали представители власти, учительства, науки, общественные деятели, лауреаты Титовской премии прошлых лет. А после церемонии чтения продолжались в пяти секциях.

И на торжестве, и во время работы секций говорили о традициях. Во-первых, в Год российской истории чтения проходили на базе различных музеев. Да и в целом тематика секций была так или иначе посвящена истории просвещения на Алтае. Но в какой-то степени сами Титовские чтения уже стали традицией. Как подчеркнул в своей речи Александр Карлин, она сформировалась при минимально необходимом участии власти, но была поддержана населением края, поскольку «эта инициатива легла на благодатную почву всенародной любви, уважения и почитания исключительной важности и общественной значимости подвижнического учительского труда».

– Степан Павлович Титов своим примером сумел показать сыну и своим воспитанникам, что нет ничего невозможного для трудолюбивого и любознательного человека, которому по-настоящему интересно жить. Роль такого учителя в формировании личности человека во все времена очень велика. А в эпоху развития информационных технологий, когда остро ощущается дефицит общения, известная истина об учителе как наставнике, советчике, проводнике во взрослый мир приобретает новое звучание, – подчеркнул губернатор. – Меняются представления учителя о характере его работы, что актуально в свете введения новых государственных образовательных стандартов. Но для нас неизменным остается «вечный стандарт» деятельности учителя – его призвание и право нести свет и добро людям.

Этот базовый критерий оценки деятельности учителя дает возможность ежегодно вручать десять премий по 125 тысяч рублей лучшим педагогам-просветителям, работающим на селе.

Гости торжественной церемонии почтили минутой молчания память одного из первых лауреатов премии им. С.П. Титова – Петра Скрылёва, ветерана Великой Отечественной войны, бывшего учителя истории Кытмановской средней школы, который ушел из жизни в январе. На экране был показан маленький отрывок из интервью Петра Романовича, в котором он сказал, что в последние годы в лучшую сторону изменилось материальное обеспечение учебного процесса, но без живого слова учителя это ничего не значит.

А завершилась церемония награждением десяти лауреатов премии, победивших в трех номинациях, и праздничным концертом. На сцене филармонии выступили артистка театра музыкальной комедии Виктория Гальцева, ансамбль скрипачей «Свой стиль» краевого музыкального колледжа, театр современного танца «Вереск», вокальный ансамбль Nota Bene и другие коллективы и исполнители.

 

Сыграл для собравшихся и ансамбль гармонистов «Солидные ребята» из Советского района, которым руководит один из лауреатов премии этого года Павел Старцев. Дело в том, что в 2012 году в конкурсе на соискание премии впервые могли участвовать педагоги дополнительного образования.

Позже состоялись пять секций, на которых обсуждались история просветительства на Алтае, перспективы развития дошкольного и дополнительного образования, вопросы развития музейной педагогики, а также прошло заседание клуба лауреатов премии им. С.П. Титова.

Если учитель держит марку…

Лауреаты премии рассказали корреспондентам «АП» об участии в конкурсе и о своем видении роли учителя в современной сельской школе.

Для победившей в номинации «За пропаганду педагогических знаний и передового педагогического опыта, шефство-наставничество» Светланы Свиридовой, директора Новороссийской школы Рубцовского района, это не первый конкурс. По ее словам, творческие состязания позволяют осмыслить свою деятельность, понять, что удалось, а над чем еще нужно работать.

– Когда в школу приходят молодые специалисты, их надо взять под свою опеку, – объясняет она. – Я считаю, это обязанность каждого директора.

– А у вас был такой помощник и советчик, когда вы начинали работать? – спрашиваем Светлану Николаевну.

– Конечно! Я начинала свой педагогический путь в Половинкинской школе Рубцовского района, для меня идеалом была ее директор Лариса Александровна Першина. Я тогда оценивала свои поступки, сверяясь с ее образом.

– Сегодня ваша школа является базовым центром по организации трудового воспитания в Рубцовском районе. Как вам удалось сохранить это направление?

– В перестроечные годы многие школы разрушили эту традицию, а мы решили не отрицать трудовое воспитание, но несколько изменить его с учетом требований времени. В 90-е годы удалось получить в аренду земельный участок и два трактора. А сегодня у нас уже 400 гектаров пашни! Для школы, в которой меньше ста учащихся, это хорошие площади. Есть техника, опытный участок, сад, огород…

– Роль учителя как сельского просветителя изменилась?

– Я думаю, учитель по-прежнему является ключевой фигурой: это живое общение, живой опыт, сотрудничество и диалог с детьми. В конце концов, это личный пример!

Светлане Свиридовой вторит Нина Селигеева, учитель биологии и экологии Коротоякской средней школы Хабарского района:

– Дети могут найти любую информацию в Интернете. Но мы им передаем то, что сами обдумали и добыли, и этот личный опыт лучше воспринимается.

Нина Васильевна победила в конкурсе с программой экологического образования. По ее инициативе рядом со школой были заложены дендрарий, две «экологические тропы», созданы необычные клумбы и даже грядка с лекарственными растениями.

– Я приучаю детей наблюдать за природой круглый год, – объясняет педагог. - Мы ходим на экскурсии, и, надо сказать, они с удовольствием посещают внеклассные мероприятия. Взять ту же «аптеку на грядке» – мы выясняем, как можно использовать лекарственные растения, привлекаем опыт наших бабушек.

– Кажется, для городских детей, многие из которых не различают ни птиц, ни цветов, это было бы актуальнее…

– В сельских школах такую работу с детьми тоже в последние годы запустили. Мы первые в районе создали клуб «Зеленая волна», который действует до настоящего времени. На одной нашей «экологической тропе» предусмотрена такая остановка, где мы с ребятами разводим костер, они поют под гитару, стихи читают – им это очень интересно!

– Откуда в вас такой организаторский пыл?

– Это из детства. Когда я была маленькая, моя мама очень любила цветы – мы жили в Тальменке и занимали первое место в районе по цветоводству. Две сотки около нашего дома были заняты цветами! Потом я занималась в кружке юннатов, даже ездила в Москву как лучший юннат края, а после института – где бы ни работала, обязательно начинала заниматься комнатными и садовыми цветами, без них уже не представляю своей жизни…

А учитель русского языка и литературы Хлопуновской средней школы Шипуновского района Людмила Жукова победила со своей системой лингвистического краеведения.

– Мы с учениками изучаем говоры, диалекты нынешних жителей Шипуновского района. Детей это увлекло, и они насобирали столько разных слов! С огромным интересом искали их толкование. Потом мы занялись обычаями и бытом односельчан и тоже обнаружили много неизвестного. Была такая история: у одной женщины хранилось старинное украинское полотенце, но она понятия не имела, откуда оно у нее. Мы с детьми выяснили, что ее предки привезли его с собой с Украины, даже конкретный город нашли, и для нее это было потрясением.

– А на уроках используете информацию, добытую в рамках кружковой и научно-исследовательской работы?

– Обязательно! На уроки литературы при изучении устного народного творчества дети приносят свои находки.

Кстати, несколько бывших учеников Людмилы Владимировны уже сами работают в школе. Она признается, что для нее сельский учитель – олицетворение активности и интереса к жизни.

– Не представляю себе учителя, который бы не участвовал в спортивных мероприятиях! Кроме того, я пою в фольклорном коллективе «Сударушка». Встречи школьников с ветеранами без меня не обходятся. Знаете, если учитель на селе сам держит марку, встречается с родителями и не боится их острых вопросов – его уважают. Это я по себе знаю.

Лауреаты-2012

Светлана Свиридова – учитель математики, директор Новороссийской средней общеобразовательной школы Рубцовского района.

Михаил Бородин – бывший преподаватель-организатор ОБЖ Сростинской средней общеобразовательной школы имени В.М. Шукшина Бийского района.

Павел Старцев – педагог дополнительного образования, руководитель ансамбля гармонистов «Солидные ребята» ДЮЦ Советского района.

Людмила Жукова – учитель русского языка и литературы Хлопуновской средней школы Шипуновского района.

Владимир Комаров – бывший учитель истории Волчихинской средней школы № 1, основатель двух сельских краеведческих музеев.

Николай Чуприн – учитель изобразительного искусства Романовской средней школы.

Надежда Гребельная – учитель русского языка и литературы Родинской средней школы № 1.

Татьяна Шатилова – учитель Топчихинской средней общеобразовательной школы № 2.

Ольга Черданцева – учитель немецкого языка Устьянской средней общеобразовательной школы Локтевского района.

Нина Селигеева – учитель биологии и экологии Коротоякской средней школы Хабарского района.

Фоторепортаж