Кукольное царство

Заринская рукодельница Зинаида Вахрушева шьет уникальные игрушки из старых футболок, платьев и колготок

00:00, 27 апреля 2012г, Общество 2795


Кукольное царство Фото №1

Ну как тут не удержаться от умиления! Маленькие создания поглядывают на тебя из-за стеклянной дверцы книжного шкафа. Глазки - бусинки, узелки, пуговки… Улыбки-ниточки на тряпичных мордашках.

- Здесь их немного осталось, всего пятнадцать, - говорит хозяйка кукол Зинаида Вахрушева. - Большинство разъехались по стране. Мои знакомые иногда удивляются, что, мол, такие сокровища отдаю… А мне не жалко. Ведь самое ценное в кукле - то, что ее можно подарить.

От простого к сложному

Зинаида Петровна всю жизнь вяжет, шьет, немного рисует. Но только теперь, когда обе ее дочери выросли, увлеклась игрушками. Занимается необычным видом рукоделия сравнительно недолго - около года. За это время с легкой руки мастерицы появилось более пятидесяти тряпичных произведений.

- Наверное, в детстве не наигралась, - улыбается моя собеседница. – Нас у мамы было четверо. Жили в деревне, росли без отца. Настоящих игрушек не видели. Девчонками кукол делали из початков кукурузы…

По профессии Зинаида Вахрушева - химик. Родилась в Кемеровской области. В 1980 году переехала в город Заринск, где 18 лет отработала на коксохимическом заводе. Но пошатнулось здоровье, рано вышла на пенсию. Дома заскучала. Появилась потребность в общении, для этих целей освоила Интернет. Однажды на форуме увидела рукотворных кукол. И загорелась…

Сначала идеи копировала из Сети с различных сайтов, теперь выполняет выкройки самостоятельно. По словам Зинаиды Петровны, шить примитивных кукол может научиться даже ребенок. Нужно только очень этого захотеть. Также не помешают фантазия и аккуратность.

На первый взгляд схема создания тряпичных игрушек простая: переносим детали будущего изделия на ткань, вырезаем, сшиваем, выворачиваем, набиваем синтепоном или холлофайбером (для начинки также подойдут вата или шерсть). Таким образом, отдельно делаем ножки, ручки, головку. Соединяем. Остается личико, волосы, одежка... Но даже у самого опытного мастера на качественную куклу уходит несколько дней.

Зинаида Вахрушева старается использовать только натуральные ткани – хлопок, лен, шерсть, шелк… Такие материалы легко перенимают тепло и энергетику мастера. А еще очень важно, чтобы кукольные лица выглядели естественно, - для этого автор выбирает ткань телесного цвета, наносит на щечки легкий румянец. Потому ее творения напоминают живых мультяшных персонажей, сошедших с экрана телевизора. И каждая кукла – частичка души.

Чудо чудное

Первые работы Вахрушевой были выполнены в технике текстильной скульптуры из капроновых чулок и колготок. С помощью иголки и нитки на обшитом синтепоновом шарике создаются лица, которые порой выглядят веселыми и карикатурными. Можно даже сделать морщинку на лбу, ямочку на щечке…Очень просто выполняется носик: восемь стежек – и готово. Сложнее всего - губы.

- В этом есть какой-то элемент чуда. Никогда не знаешь, что получится, - признается Зинаида Петровна.

Самой первой была кукла Агриппина Ивановна – серьезная тетенька в очках, напоминающая библиотекаршу или сотрудницу собеса. Потом шила текстильных девочек, бабушек, дедушек… И захотелось попробовать что-то новенькое.

Большую часть коллекции Зинаиды Вахрушевой составляют милейшие вальдорфские куколки, отличающиеся плавными, округлыми линиями. На первый взгляд «вальдорфочка» проще текстильной скульптурной куклы. Глаза – узелки, ротик – полумесяц... Но можно немного усложнить образ, придав творениям более выразительный вид. Так, зачастую для глазок Зинаида Вахрушева использует овальные пуговицы, раскрашенные акриловыми красками.

Следующими были корейские куклы (еще их называют необычным словом «тряпиенсы»), которые выделяются большим количеством аксессуаров. Вот паренек 30-сантиметрового роста. На нем очки из проволоки, шляпка с пуговицей, шарфик шелковый. А также водолазка, жилетка, обшитая мелким бисером, бусы, джинсы с лейблом и карманами, крошечные берцы со шнуровкой… Куклу шила два дня, а одежду - десять.

Последнее увлечение - изящные тильды, у которых очень тонкие и длинные руки и ноги, плотно набитые синтепоном, с проволочкой внутри. Потому такие куклы хорошо гнутся, могут сидеть и стоять.

А еще в доме полно мягких вязаных игрушек. Мишек, зайчиков, дракончиков и прочих любящая бабушка мастерит для своего годовалого внука.

Ее богатство

- Мне все время их хочется шить, - признается Зинаида Вахрушева. - И вроде устала уже, труд такой кропотливый… Несколько дней отдохну – и снова за работу. Сама себе удивляюсь.

К слову сказать, где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге рукодельницы на авторских куклах неплохо зарабатывают, стоит одно такое изделие от 1,5 тысячи рублей. А Зинаида Вахрушева их просто дарит и относится к своим произведениям с юмором, называет «мои куклёхи».

Ни одна поделка не похожа на другую, даже наряды не повторяются. За год в доме Вахрушевых полностью иссяк запас ткани. Изрезаны все старые футболки, колготки, платья... И Зинаида Петровна обратилась за помощью к своим виртуальным подругам-швеям, живущим в различных уголках страны. В ответ получила четыре посылки, набитые разноцветными лоскутками.

- Это же такое богатство! - утверждает мастерица, перебирая многочисленные кусочки ткани в большой коробке. - Я уже представляю, сколько всего смогу сшить... Мечтаю освоить ростовых кукол, в которых можно воссоздать черты лица конкретного человека… Останавливаться не собираюсь. Те, кто хоть раз взялся за это рукоделие, «заболевают» им надолго, если не навсегда.

 

*  *   *

Уезжала из Заринска не с пустыми руками. В подарок от Зинаиды Петровны получила двух очаровательных куколок для своих дочерей. Девчонки вот уже больше недели не расстаются со своими новыми друзьями. И не потому, что до этого кукол не видели - одних Барби у нас в доме уже штук сто перебывало... Просто вязаный Ванька и «вальдорфочка» Мила особенные. Дети это хорошо понимают и чувствуют.

Из глубины веков

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает свернутый пучок соломы, который девочки пеленали и баюкали, подражая своим матерям.

Первые игрушки для детей были ручного производства из ткани, дерева, кожи. Современные тряпичные куклы берут свое начало от традиционных народных.

В старину считалось хорошей приметой передавать куклы по наследству девочкам. К куклам относились бережно, их не разбрасывали по дому. Хранили в коробках, сундуках, складывали в большие платки. Во многих крестьянских семьях кукол было несколько десятков. Одна приносила урожай, другая – богатство и благополучие семьи, третья – продолжение рода...

Из игровых кукол были распространены «пеленашки» (делалась из обычного женского платка, теплая, мягкая, удобная в руках ребенка) и «закрутки».

За основу куклы-«закрутки» брались плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка. Главной особенностью этой куклы является то, что делают «закрутку» без иголки и ножниц. Кусочки ткани нужного размера отрывают руками.

Лица у народных кукол не рисовали. Считалось, что, имея выражение лица, кукла теряла свою таинственность и обережные свойства.

Тряпичные и симпатичные

Вальдорфская кукла – особая педагогическая кукла, специально разработанная вальдорфскими педагогами (Вальдорф – город в Германии, где зародилась альтернативная педагогическая система, основателем которой является создатель антропософии Рудольф Штайнер).

Вальдорфские игрушки изначально ориентированы не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической культуры окружения ребенка, гармонично влияющей на его развитие. У куклы нет жесткого образа, она ничего не навязывает, напротив, стимулирует детское воображение.

Тильда - это кукла, зверек или «портрет» неодушевленного предмета, сшитый по дизайнам норвежской художницы Тони Финнангер. Графический дизайнер по образованию, она обожала рукоделие и работала в магазине товаров для творчества. Первая игрушка тильда появилась в 1999 году.

По своей сути любая тильда является «лицензионной» авторской игрушкой Тони Финнангер, чьи выкройки и дизайны сейчас используют мастерицы по всему миру.

Тряпиенсы – обычно этим словом называют корейских или японских тряпичных кукол небольшого размера. Отличаются хрупким телосложением, выделяются богатыми нарядами, законченностью образа, продуманностью не только позы, но и каждой детали в одежде.

Лицо корейской куклы очень простое, на нем есть только закрытые глаза в виде двух штрихов. Но прорисованные под разным углом глазки помогают фантазии проиграть целый спектр эмоций, которые несет кукла.

Ольга РОДИОНОВА

Фоторепортаж
Блоги