Ее «звёздочка»

О женщине, которая пережила войну и воспитала несколько поколений барнаульцев

00:00, 05 мая 2012г, Общество 1649


Ее «звёздочка» Фото №1

Домашний телефон 93-летней Александры Петровны Гряник редко молчит: звонят ее бывшие воспитанники, чтобы поинтересоваться делами и еще раз сказать спасибо за все. Буквально с пеленок эта женщина стала для них второй мамой, дарила ласку и тепло, вызывала на детских лицах улыбку и просто была рядом.

В лучшем садике

Родилась она в селе Бобровка, с детства была помощницей мамы и только успевала нянчиться с младшим братом Витей. Окончив 7 классов, пошла учиться на воспитательницу. В 18 лет юную Александру Усольцеву взяли на работу в детский сад № 16 Барнаульского меланжевого комбината.

- В то время «Звездочка Алтая» считалась лучшим садиком в городе, - вспоминает Александра Петровна. – Он был рассчитан на четыре группы, в каждой по двадцать ребятишек. На входе висели марлевые шторы, на кухне стояла печь, которую сами топили дровами. А зимой с реки возили льдины, опускали их в погреб, чтобы мясо подольше хранилось.

Летом воспитательницы вывозили малышей на дачу.

- Чтобы летний «садик» стал уютным, на веранде мы установили самодельный аквариум. Несколько ночей подряд рисовали рыбок и вешали их на ниточки. Со стороны улицы казалось, что за окном настоящий океан. Ребятишкам пришлась по душе еще одна выдумка – ручеек. Мы выкопали небольшую траншею, положили стекло и с внутренней стороны прикрепили нарисованные водоросли и морских обитателей, - вспоминает женщина.

Помнит она, как в свободное время стирала десятки самодельных игрушек. Тряпичные ноги и руки быстро грязнились, поэтому «генеральная» проводилась чуть ли не каждую неделю. Помогала и маленькая Маша Свиридова, которая через много лет станет коллегой Александры Петровны и уже приведет своих сыновей в группу любимой воспитательницы.

А потом пришла война

Александра Петровна встретилась с ней лицом к лицу. Она записалась на курсы медсестер и попала на фронт в мае 1942 года.

В тетради воспоминаний, которую завела для «важных моментов», написано: «В день отправки мы с девушками маршировали до вокзала. Меня провожали мама и десятилетний брат Витя. Мама не выдержала, расплакалась. Поезд тронулся, и мы запели: «Идут на фронт подруги боевые, а позади остался дом родной!» Близкие еще долго бежали по рельсам и кричали: «Доченьки, только возвращайтесь!»

Сашу Усольцеву зачислили в медсанбат 315-й дивизии, которую сформировали в Барнауле. Воевала под Сталинградом рядом с земляками Ритой Бирюковой, Машей Подъяпольской, Галей Пятковой.

- Уверенности мне придавала озорная Капитолина Плотникова, - вспоминает Александра Петровна. – Она все время говорила: «Ты только меня держись, ведь я счастливая». Так оно и вышло. Бок о бок прошли войну, в одной из ночных бомбежек возле нас упал снаряд, но не взорвался. Подруга сейчас живет в Москве, часто перезваниваемся и вспоминаем этот случай…

…Стиснув зубы от душевной боли, Шура одна из первых принимала в медсанбате раненых. Она была правой рукой хирурга. Крики и стоны солдат не прекращались ни на минуту. Больше всего девушке запомнился солдат по фамилии Минаков. Перед смертью, придя на пару минут в сознание, он сказал: «Сестричка, я ведь не любил еще, не целовался ни разу…» Александра Петровна оплакивала каждого погибшего, слезы не успевали сходить с глаз.

- Приходилось отправлять близким извещения о смерти сына, брата, отца, - тяжело вздыхает она. – В ответ родные просили написать, как человек умирал, был ли в сознании, что говорил. Это было самой страшной мукой для меня…

О майоре Куцепало, с которым служила в одном полку, Александра Петровна вспоминает:

- Он всегда говорил: закончится война, стану дедом, посажу одного внука на правое колено, другого - на левое и буду, Шура, про тебя им рассказывать. Но мечте не суждено было сбыться. А я как-то увидела сон, будто он в короткой шинели и без пилотки канаву копает. И буквально через пару дней его, израненного, привезли в наш медсанбат. Утром я поставила ему противостолбнячный укол, но было поздно, к вечеру он умер…

Кроме фашистов был на фронте еще один враг – сыпной тиф.

Запись из дневника Усольцевой: «Бывало, начнешь расстегивать рубаху, а она колышется как трава на ветру. Страшно так. Сыпной тиф гулял повсюду и никого не щадил. Но меня болезнь миновала…»

Душой и сердцем с детьми

Там, под Сталинградом, медсестра встретила будущего мужа - Сергея Гряника. И уже вместе они встретили Победу в Крыму: «Когда услышали по радио, что война окончена, выбежали на улицу, я даже чулок второй надеть забыла. Радовались со всеми и танцевали на берегу Черного моря».

К сожалению, семейное счастье продлилось недолго: муж рано умер и они так и не успели обзавестись детьми. Зато на Алтае женщину ждали родной детский сад и новые воспитанники, которым она и посвятила всю жизнь.

- Когда вернулась, садиком все еще заведовала Ксения Ивановна Иванова, серьезная и рассудительная женщина. Только что пришедших воспитательниц она держала в строгости. После войны детишек прибавилось. На всех не хватало кроватей, на тот момент это было задачей номер один, - рассказывает Александра Петровна.

А через время она сама возглавила «Звездочку Алтая». Постепенно садик стал обновляться: заменили печь на электроплиту, завезли холодильники, сделали пристройку к кухне и даже провели горячую воду.

Несмотря на большое количество забот, для своих ребятишек она всегда находила время и дарила радостные минуты, перевоплощалась в сказочных героев: Дюймовочку, Снежную королеву и даже Деда Мороза. Заведующей она проработала до самой пенсии.

Долгое время Александра Петровна состояла в комитете «Боевые подруги», участвовала во всех мероприятиях. От войны у нее остались не только воспоминания, но и орден Отечественной войны II степени, много медалей.

Она и сейчас не может сидеть без дела. Любит вышивать, ее самая большая работа – огромный ковер из разноцветных крестиков. Здоровье уже не то, но она смотрит на жизнь с оптимизмом и даже поет частушки.

Екатерина ЗЕЛЕНОВА

Фоторепортаж
Блоги