Пишут что ни попадя

Правильно составить заявку на получение субсидий могут немногие

00:00, 15 июня 2012г, Общество 2028


Пишут что ни попадя Фото №1

Как получить федеральную помощь на воплощение научной идеи в жизнь, пытались понять на прошлой неделе ученые, бизнесмены и работники краевой администрации. Рассказывала им об этом приехавшая из Москвы Наталья Абустина, гендиректор АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур.

С 2005 года центр занимается инновациями, то есть внедрением научных разработок в экономику страны. А последнее в рамках государственного контракта с Министерством образования и науки помогает выполнить постановление Правительства России № 218 (посвящено господдержке развития кооперации вузов и предприятий, реализующих проекты высокотехнологичных производств) и решает другие задачи в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).

В настоящее время по проектам, входящим в ФЦП, можно получить на каждый вложенный рубль столько же федеральных субсидий - вплоть до 300 млн. руб. Между тем с увеличением бюджетного финансирования по программам и проектам, реализуемым Минобрнауки России, произошло снижение качества подготовки проектов. Это связано с вовлечением в работу более широкого круга производственных компаний, которые не имеют опыта подготовки проектов для участия, не знакомы с основными требованиями программ, их индикаторами и показателями.

- Проведя более трех тысяч мероприятий, мы выяснили, что в регионах очень мало кто знает, как получить от государства субсидии на реализацию научно-производственных проектов, - констатирует Наталья Абустина. - В результате много заявок слетает по формальным признакам. Кто-то чего-то недописал, кто-то какую-то бумагу недоложил, и даже хороший проект получает отказ комиссии.

Чтобы таких случаев было поменьше, сотрудники центра ведут разъяснительную работу в регионах. Минувший семинар в Барнауле был уже девятнадцатым в череде подобных мероприятий. Его цель – донести до участников инновационного процесса, какие проекты будут поддерживаться на федеральном уровне и как правильно оформить заявку.

То, что встреча полезна, сразу стало понятно по вопросам, которые начали задавать московской гостье некоторые присутствующие на семинаре ученые. Они не понимали, кто должен отвечать за внедрение их изобретений. Образно выражаясь, стоять им у вытяжки или бегать искать потребителей. В ответ Наталья Абустина говорила, что ученые должны, во-первых, предлагать рынку полезные продукты и лучше самостоятельно находить бизнесмена, готового реализовать идею. И когда такая пара единомышленников приносит им проект, то, скорее всего, он будет оценен и поддержан государственным субсидированием. А пока в Минобр-науке полки завалены научно-исследовательскими работами ученых, о которых бизнесу ничего неизвестно. Как неизвестно, насколько вообще эти работы можно довести до рыночной продукции.

- Слабая рыночная проработка проектов зачастую возникает потому, что у вузов не хватает денег, чтобы провести маркетинговые исследования или приобрести их у специализированных компаний, - считает представитель Алтайского госуниверситета Татьяна Верещагина.

Есть и проблема дележа будущих дивидендов. Часто дружбы между ученым и предпринимателем не получается, так как последний хочет иметь львиную долю в создаваемом бизнесе. Всплыла еще масса противоречий между участниками инновационного процесса. И, в общем, ситуация оказалась не такой простой, как могло показаться вначале.

Тем не менее на федеральном уровне предлагают определенный механизм, который должен преодолеть наше отставание в коммерциализации научных исследований. Центр, которым руководит Наталья Абустина, формирует двух-уровневую систему оценки проектов – региональную и федеральную. На уровне края или области власти собирают специалистов, желающих пока бесплатно проводить научно-техническую и экономическую экспертизу проектов. Их задача - оценивать проекты, исходящие из своего региона, и во вторую очередь - чужие научные разработки, которые могли бы пригодиться в местной экономике.

По информации Натальи Абустиной, на сегодняшний момент, в 40 регионах созданы подобные группы. В нашем, насколько стало известно «АП», она только формируется. Главэкономики разослало письма во все алтайские вузы и НИИ с просьбой откликнуться желающим. Пока таких набралось пятнадцать, но, как говорится, еще не вечер. Далее из списка будут формироваться рабочие группы в соответствии с научными направлениями. Как стать региональным экспертом, можно будет узнать примерно через месяц на сайте краевого инновационного банка данных www.altibd.ru.

Подобная команда экспертов, но уже из ученых с именем, создана на уровне страны.

Схема отбора проектов выглядит следующим образом. Инициаторы предлагают свою идею региональным экспертам, те после оценки, доработки и одобрения направляют в центр, который подключает специалистов федерального уровня. Они также говорят свое веское слово, высказывают замечания. Экономическую и маркетинговую экспертизы проводит еще одна команда – молодежный совет. Он создан, чтобы студенты вузов и аспиранты получили практические навыки работы с проектами, с инновационной экономикой. Пока в него входят только московские студенты.

Параллельно центр сам ищет в регионах интересные проекты, проводит бесплатное консультирование представителей проектной команды. Он может и подыскать специалистов для доработки проектов, помочь с маркетинговыми исследованиями и т.д.

Предварительный диагноз инновационным идеям ставится и во время проведения региональных семинаров. Кстати, в Барнауле также обсуждали жизнеспособность трех проектов. Бийский завод стеклопластиков планирует внедрить пластмассовую штангу для нефтедобычи; компания «Энерго-Инжиниринг» предлагала оснастить индивидуальными инжекторами газопоршневые мини-ТЭЦ, что повысит эффективность их работы, а научно-производственная фирма «Алтайбиотех» планирует выпускать реагенты для медицины, биотехнологии и сельского хозяйства.

Разработчики получили конкретные рекомендации, как в пояснительной записке к проекту отразить его актуальность и экономическую обоснованность.

Такие советы оказываются нужны практически всем претендентам на федеральные деньги. Как отметила Наталья Абустина, у большинства проектов слабо подготовлена рыночная часть. Порой непонятно, что инициаторы собираются продавать: лицензию, оборудование или товар, изготовленный на нем; не анализируют емкость рынка; не приводят сравнение с конкурентами. Московский эксперт почеркнула, что проект обязательно должен содержать стадию организации производства и выпуска продукции, масштабы решаемой проблемы не ниже, чем для отрасли, а научно-исследовательские работы к моменту подачи заявки должны быть уже закончены, иначе слишком велик риск, что вам откажут.

 

Подробнее обо всем можно узнать на сайте центра www.ano-info.ru.

Фоторепортаж
Блоги