ГОРЖУСЬ СВОИМИ УЧЕНИКАМИ

00:00, 12 мая 2010г, Общество 2205


ГОРЖУСЬ СВОИМИ УЧЕНИКАМИ Фото №1

То, что нынешний год объявлен Годом учителя, стало для Ивана Кирилловича Шалаева лучшим подарком. Благодаря этому поводов для торжества оказалось сразу три: в этом году он отмечает тридцатилетие работы в педагогическом вузе, следом – собственное восьмидесятилетие да еще и юбилейный год оказался посвящен профессии, которой Иван Кириллович отдал почти шестьдесят лет.

Начинал Шалаев директором школы в Усть-Калманском районе, потом в Первомайском, затем возглавил 72-ю барнаульскую школу и вот уже три десятилетия сам учит учителей: преподает на курсах повышения квалификации, руководит экспертной группой Главной аттестационной комиссии, диссертационным советом. Почетный профессор двух академий, заслуженный учитель России, почетный работник высшего профессионального образования, кавалер ордена "За заслуги перед Алтайским краем". Профессионалы знают его как создателя теории мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), педагогическая академия к юбилею основоположника готовит книгу. Сам же он издал без малого два десятка пособий и монографий по МПЦУ.

– Теория возникла из живой практики: я пришел в школу и меня сразу назначили директором. Все учителя были старше меня и соответственно опытнее. Пришлось придумывать, как же мне с ними общаться: не мог же я старшим коллегам приказывать, отчитывать их, наказывать. И я начал создавать ситуации, стимулирующие учителей к нужным мне действиям. Делал это интуитивно, теоретически осмыслил гораздо позже – в кандидатской, а потом и в докторской диссертациях.

С годами стал старше, авторитетнее, уже чувствовал за собой право и выговор объявить – но какой в этом толк? Смысл-то ведь не в том, чтобы наказать, а в том, чтобы дело делалось. А делаться оно будет лучше не под страхом наказания, а в том случае, если человек сам проявил инициативу. Значит, нужно создать такую ситуацию, чтобы эта инициатива родилась.

Потом уже я проанализировал, что в этом своем конструировании ситуаций соединил две методики: мотивационный подход к управлению, основанный на учете психологических особенностей, субъективных факторов, и сугубо рационалистичный, программно-целевой подход. По базовому образованию я математик, и для меня естественным было построение четких, точных схем.

Я очень рад, что мне удалось своими разработками помочь многим талантливым педагогам, руководителям организовать работу в образовательном учреждении так, что оно стало передовым: повысилась эффективность обучения, появилось много новых интересных форм работы. Многих из них достаточно только назвать – возглавляемые ими школы широко известны в крае. Это Александр Георгиевич Овсиевский, руководящий 40-й барнаульской гимназией. Он был избран президентом ассоциации лучших школ Алтая. Это Александр Федорович Ильин, директор гимназии N 42. Он, кстати сказать, рекордсмен по повышению своего профессионального уровня: девять раз учился на курсах повышения квалификации. Это их коллега Лариса Михайловна Вялкова, директор 79-й школы.

Приятно говорить о том, что среди моих учеников, успешно применяющих и развивающих методику МПЦУ, два лауреата премии имени Степана Титова – Надежда Ивановна Леоненко и Александр Васильевич Гришин. В своей Соколовской школе в Зональном районе Александр Васильевич разработал методику создания стимульных ситуаций для учащихся, что заметно повысило эффективность уроков. Надежда Ивановна, директор Озерской школы Тальменского района, опубликовала несколько статей о переводе школы в качественно новое состояние в логике МПЦУ. В одной из них она пишет о том, что недурно было бы людям, находящимся во властных структурах, овладеть методикой мотивационного программно-целевого управления: это избавило бы нас от многих социальных потрясений, а принимаемые законы действительно бы работали.

С гордостью могу сказать, что теория МПЦУ признана и освоена не только в школах, но и в сфере организации педагогического образования. Самым первым моим диссертантом был прежний ректор института повышения квалификации работников образования Юрий Алексеевич Долженко. Своей кандидатской, которая была посвящена повышению эффективности методической работы, он открыл серию диссертаций по реализации инновационного потенциала МПЦУ. После Юрия Алексеевича под моим руководством защитили кандидатские и докторские диссертации еще пятьдесят человек. Так вот и у нынешнего ректора АКИПКРО Владимира Ивановича Матиса я имел честь быть официальным научным консультантом при работе над докторской диссертацией. Он – один из ведущих ученых, занимающихся на Алтае педагогической наукой, уже под его руководством успешно защитились два доктора и тринадцать кандидатов наук, в настоящее время он руководит двумя докторантами и семью аспирантами.

Радует также мысль, что хотя бы отчасти причастен к успехам Сергея Александровича Локтева, заместителя губернатора, доктора наук, а в недавнем прошлом – видного хозяйственника, выведшего свое предприятие буквально на передовые рубежи. Он учился в 72-й школе тогда, когда я работал там директором. Был ярким учеником, занимался у меня сразу на двух факультативах – по высшей математике и по основам научной организации труда. Встречаясь с ним много лет спустя, я услышал от него, что знания по научной организации труда, полученные в школе, ему пригодились, стали базой для того, чтобы успешно организовать производство.

Это, наверное, самая большая радость в жизни – чувствовать, что созданное тобой имеет столько последователей, что оно развивается и продолжается в трудах учеников. И это ощущение дарит не только удовлетворение сегодня, но и желание и силы делать что-то завтра.

 

Наталья ЮМАШЕВА

Фоторепортаж
Блоги