В одном окне можно получать все документы

00:00, 10 июля 2012г, Общество 1675


В одном окне можно получать все документы Фото №1

Суть системы одного окна проста, понятна и очень удобна. Любой гражданин получает возможность без всяких бюрократических проволочек, быстро, без обращения во множество структур получить какой-либо документ, как правило, юридического характера. Процедура рассмотрения обращений граждан строго регламентирована по срокам, порядку предоставления и выдачи документов. Такая система работает и в ряде муниципалитетов Алтайского края. И не просто работает, а развивается.

Так, с 1 июля вступила в действие норма федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Теперь региональные и муниципальные власти должны были подключиться к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), чтобы оказывать гражданам услуги. Причем не требуя у людей представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств (кроме документов личного хранения). Ведь согласно закону ведомства должны обмениваться необходимыми для оказания государственной услуги документами в электронном виде. Федеральные органы власти подключились к СМЭВ с 1 октября 2011 года, а для региональных и муниципальных властей срок был продлен до июля 2012 года.

Теперь все необходимые сведения органы власти будут запрашивать самостоятельно, а от гражданина потребуется лишь подать соответствующее заявление и представить документы личного хранения, регламентированные ФЗ № 210, если того требует административный регламент предоставления услуги. Впрочем, и документы личного хранения вскоре будут оптимизированы и переведены в разряд запрашиваемых по каналам СМЭВ. В настоящее время данный перечень содержит 19 типов документов. Но при этом законодатель оставил норму о том, что «заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе».

О том, как органы исполнительной власти и местного самоуправления Алтайского края начали работу в рамках новой нормы федерального закона, рассказывает начальник департамента администрации Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров Игорь ГНИДЕНКО.

- Губернатор края Александр Карлин принял участие в расширенном совещании под председательством заместителя председателя Правительства РФ Владислава Суркова. Здесь обсуждалась готовность регионов к оказанию с 1 июля 2012 года государственных и муниципальных услуг. Хочу особо подчеркнуть, что Алтайский край в числе отстающих регионов отмечен не был.

- В чем заключается готовность региона или муниципалитета к такого рода взаимодействию?

- Во-первых, это наличие у региона подключения к федеральному узлу СМЭВ. Во-вторых, наличие подключения органов власти края к региональному узлу СМЭВ. И, в-третьих, обеспечение возможности получения запросов в электронном виде от федеральных органов исполнительной власти и направления им ответов на запросы. В регионе все органы власти подключены к региональной СМЭВ. Для справки: общий уровень готовности всех регионов страны в целом по этому показателю составляет только 50 процентов.

В крае в рамках формирования СМЭВ создано 1645 автоматизированных рабочих мест, в том числе 850 в управлении Алтайского края по труду и занятости населения и районных центрах занятости населения, выдано 396 ключей ЭЦП, в том числе 307 – специалистам органов местного самоуправления. Используя СМЭВ, органы власти Алтайского края могут запрашивать определенные сведения от таких ведомств, как ФНС России, Пенсионный фонд, Федеральное казначейство, Росреестр, ФМС России, а также обмениваться сведениями и документами между собой.

- В чем заключалась специфика нашего региона при внедрении системы межведомственного электронного взаимодействия?

- У нас большое количество муниципальных образований (72) и администраций сельских поселений – более 600. По этому показателю наш регион является третьим в стране. Этим определяется сложность решения вопросов так называемой последней мили, то есть доведения интернет-каналов до каждой из администраций, подготовки кадров и целый ряд других. Базовым или основополагающим инструментом по реализации государственной политики в данном направлении в регионе является краевая программа «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы (постановление администрации края № 378 от 11.07.2011). Документом определены показатели эффективности программы, в частности, показатели качества услуг органов власти составляют 65%, услуг, оказываемых на базе МФЦ Алтайского края, - 95%. Кроме того, охват населения услугами на базе МФЦ к 2014 году составит 100%. Основополагающими же показателями являются снижение количества обращений в ведомство для получения услуги для граждан с 2 до 1, а для предпринимателей – с 8 до 2 и сокращение времени ожидания в очереди с 55 до 15 минут.

Сегодня восемьдесят процентов функций органов исполнительной власти края регламентировано. Основным документом, определяющим действия должностных лиц при предоставлении услуги или исполнении функции по контролю (надзору), является административный регламент. По сути дела, это порядок предоставления услуги: как она предоставляется – какие документы нужно сдать заявителю, чтобы получить услугу; что станет результатом оказания услуги; каковы стандарты предоставления услуги.

- Проще говоря, гражданин, придя в орган власти за госуслугой, мог бы прочитать регламент и понять, что ему должны, что должен он и как весь процесс протекает. По образному сравнению одного из идеологов СМЭВ: раньше архитектором госуслуги был заявитель, сам определявший, каким образом, с какими временными затратами он может получить ту или иную услугу. А теперь эти функции взяло на себя государство. Все это делается для того, чтобы сократить потери времени физических и юридических лиц, операционные расходы, повысить качество госуслуг.

- Как ведется контроль за этими процессами?

- Понятно, что регламенты не будут работать, если не наладить действенных механизмов контроля за их соблюдением и ответственности госслужащих за нарушения. Именно поэтому с декабря 2011 года законодательно был закреплен важнейший механизм досудебного обжалования действий и решений, а также введена ответственность служащих за несоблюдение порядка и сроков предоставления услуг. Законом закреплен особый статус такой жалобы и сокращенные сроки ее рассмотрения.

Для контроля за исполнением ФЗ № 210 уже начал функционировать интернет-портал 210.gosuslugi.ru, на страницах которого граждане могут узнать о правомочности тех или иных требований со стороны ведомств и пожаловаться в случае ущемления их прав. Мы призываем граждан пользоваться именно данным инструментом, что позволит решить многие вопросы в досудебном порядке. За нарушение должностными лицами федерального закона предусмотрен штраф до 30 тысяч рублей.

- А как реализуется принцип одного окна в Алтайском крае?

- Администрация края считает успешным и перспективным механизм, когда заявитель общается не с чиновником, а сотрудником так называемого фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению услуг. Режим одного окна реализуется в многофункциональных центрах по оказанию государственных услуг – МФЦ.

В рамках краевой программы запланировано создание сети МФЦ в Алтайском крае. В Барнауле, Бийске и Благовещенке такие центры уже работают. Кроме того, в марте текущего года Министерством экономического развития Российской Федерации составлен рейтинг регионов по использованию возможностей МФЦ. Алтайский край в своей подгруппе занял третье место. А всего в 2011 году в России было создано 500 офисов МФЦ.

На базе КАУ «МФЦ Алтайского края» оказывается 121 государственная и муниципальная услуга. В рамках развития сети МФЦ в Алтайском крае развернута современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура на базе единого центра обработки данных. Использованы новейшие технологии, позволяющие в безопасном режиме организовать технологический процесс в целях предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам на базе МФЦ в режиме одного окна. МФЦ Алтайского края оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь по самым широким вопросам. Сегодня активно прорабатывается возможность обеспечения доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде сельскому населению как на базе органов местного самоуправления, районных и межрайонных МФЦ, так и с использованием возможностей государственных и негосударственных структур (почты, ФАПов, отделений Сбербанка, пунктов общественного доступа в Интернет и т.п.).

- Поэтому призываю жителей Алтайского края регистрироваться на едином портале государственных услуг и активно пользоваться его возможностями на странице региона 22.gosuslugi.ru, запрашивать в органах власти документы и сведения по каналам межведомственного взаимодействия.

Беседовал Олег МИКУРОВ.

Фоторепортаж