Поклон Алтаю

00:00, 19 июля 2012г, Общество 4333


Накануне 75-летия Алтайского края невольно задумываешься и отмечаешь: да, у каждого времени «свои колокола, своя отметина» (Р.Рождественский). Так, например, если завести речь о песнях, которые «строить и жить помогают», то окажется, что творчество известного композитора Михаила Старикова, члена Союза театральных деятелей России и заслуженного работника культуры России, – это песенная визитка края: его произведения были очень популярны в 70-80-е годы минувшего века – они украшали репертуары всех хоров и ансамблей Сибири, они звучали по краевому, региональному и всесоюзному радио- и в телеэфире, их выпускала миньонами и дисками-гигантами всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия». Его песни и сейчас помнят и поют.

Михаил Стариков, работая более 30 лет заведующим музыкальной частью краевого театра драмы, писал музыку к его спектаклям, как композитор-песенник плодотворно сотрудничал со многими поэтами.

Вот строки из его песен на стихи Владимира Солоухина («Помни только хорошее»):

…Сыплет небо порошею,

Все пути хороня.

Помни только хорошее

Про себя и меня…

На стихи Михаила Борисова («Песня солдата»):

…На два года шинель,

На два года мундир,

На два года отца

Заменил командир…

***

…Село моё неброское,

Сибирское село,

С подростками берёзками

Стоит светлым-светло.

И гордые, и добрые

Здесь люди по всему.

Грустит село по городу,

Грустит село по городу,

А город по селу…

Пожалуй, особая судьба у песни Михаила Старикова на стихи Елизаветы Бродской «Сторона моя, Сибирь» – она захватывает слушателей и темой, и художественными достоинствами. Простой текст очень лиричен и легко запоминается, в мелодии заложена очень живая музыкальная мысль, объединяющая в себе многое – от динамики до напевности:

…Степь сибирская,

безбрежная,

Рек серебряная ширь.

Ты суровая и нежная,

Сторона моя, Сибирь…

Слушая столь величественное произведение, видишь образ могучей – «суровой и нежной» – Сибири, неотъемлемой частью которой является наш благодатный край. Кстати, в первоначальном варианте было: «Степь алтайская безбрежная/ Рек серебряная ширь…»

Отдельного упоминания заслуживают песни Михаила Старикова на стихи Геннадия Панова (процитирую здесь четыре произведения – «У вечного огня», «Ветка горного кедра», «Поклон Алтаю», «Юность Алтая»):

…Вижу, как с бойцами

на врага

Поднялись огромные снега

И, примкнув бесстрашные

штыки,

В бой идут сибирские

полки…

***

Отдыхают на скалах

усталые ветры.

Завтра мы уезжаем

и увозим с собой,

Как хорошую песню,

ветку горного кедра,

Ветку горного кедра

и телецкий прибой…

***

…Берёзы клонятся в зарю,

И я поклон земле творю.

За жизнь, за хлеб,

за эту песню

Тебя, Алтай, благодарю!..

***

…В жарком размахе буден

Всюду и навсегда

Юность Алтая будет

В первых стоять рядах!..

Недавно встретившись, мы с ним в разговоре «совершили историческое открытие»: прошлое не переиначишь, ничего в нём не переставишь, ничего в него не добавишь. Вот и надо радоваться всему хорошему в прошлом и в настоящем. И самое главное – делать всё для того, чтобы этого самого хорошего было как можно больше и в будущем.

Я сказал ему, что песню «Сторона моя, Сибирь» по праву считают его визитной карточкой. Вот что он ответил:

– У этой песни интересная история. Когда в 70-е годы я с ансамблем «Огоньки», в котором работал музыкальным руководителем, приехал в Москву, то там в то же время выступал Омский народный хор. А наш администратор Михаил Терпугов был знаком с его руководителем Георгием Пантюковым. Принесли мы ноты Пантюкову. Он говорит: «Мне сейчас некогда!.. Ну ладно, давайте клавир – я потом посмотрю». Я отдал. И забыл про это. Вскоре вышел диск-гигант Омского народного хора, а на нём звучит «Сторона моя, Сибирь»! И называется-то пластинка – «Сторона моя, Сибирь»!..

С той поры песня зазвучала на всю страну – по радио и по телевидению. Никто её не «украл» у меня, как это сделал Смоленский народный хор с песней «Село моё» – я однажды включил телевизор, а там поют: «…Село моё смоленское, смоленское село…» Вот ведь, слово «сибирское» заменили на «смоленское»!..

В 70-80-е, когда проходили региональные конкурсы и фестивали художественной самодеятельности, то всегда исполнялись многие мои песни, а «Ветку горного кедра», «Сторону мою, Сибирь» и «Село моё» пели почти все хоровые коллективы Сибири. Причём многие песней «Сторона моя, Сибирь» открывали свои концерты.

– Михаил Филофьевич, когда вы начали заниматься песенным творчеством?

– Давно это было (смеётся)… Вообще-то, я хотел стать журналистом. А потом вдруг… Мой брат, уехав отдыхать на курорт, оставил нам свой баян. Им-то я и занялся. Разобрался с кнопочками, стал подбирать мелодии, а затем и ноты изучил.

В классе девятом или десятом я, как водится, влюбился. А любовь, особенно первая, выливается обычно в стихи или музыку. Тогда я и написал первую песню «Не обижайся…»: «Не обижайся, что так люблю…» Ну любовь была безответная…

Когда я приехал поступать в культпросветучилище, то узнал, что мою песню все поют! Мне понравилось такое внимание. После окончания этого заведения меня без экзаменов приняли в музыкальное училище, а дополнительно я ещё и теорию музыки изучал.

– Как вы находите стихи для песен?

– Этому меня научил Геннадий Панов. Мы с ним дружили. Он мне давал не только свои стихи, но и произведения других поэтов. Говорил: «Обрати внимание на такого-то».

Если стихи стали песней, значит, в них за две-три минуты случается, переживается что-то важное, сокровенное. Увы, сейчас на нашей эстраде появились такие песни, где как зарядят одну строчку повторять!.. Песня – переживание человеком радости, печали… Песня – это состояние души.

– Что необходимо композитору, чтобы рождались новые песни?

– У композитора должны быть определённые способности. А потом ему нужны очень хорошие стихи, которые идут из души – не ОТ души, а ИЗ души, тогда песня коснётся души слушателя и её запоют. Когда мы с Геннадием Пановым написали «Девчонка пишет письма на
войну», мне было трудно её петь, потому что в зале плакали.

– Михаил Филофьевич, один из ваших сборников песен называется «Помни только хорошее». Что вы вспоминаете с благодарностью?

– То, что мне посчастливилось дружить - я и сейчас дружу - с нашими поэтами и прозаиками. Я себя числю чуть ли не в составе краевой организации Союза писателей России. Они всегда охотно берут меня и на свои выступления, и на литературные чтения, посвящённые памяти наших поэтов: Геннадия Панова – в Ребрихинский район, Николая Черкасова – в Калманский район, Леонида Мерзликина – в Новоалтайск...

– У нас всегда очень доброжелательная аудитория – и в городах, и в сёлах, взрослая и детская. Так что вы вспоминаете с благодарностью?

– Много помнится хорошего. Надо нам всегда делать всё для того, чтобы сегодняшний и последующие дни были наполнены только хорошим – делами и творчеством, дружбой и любовью, различными открытиями и свершениями, – чтобы через месяц и через год, через десять лет и так далее мы помнили только хорошее и нас помнили по-хорошему. А всё плохое пусть куда-нибудь денется, исчезнет совсем…

 

Валерий ТИХОНОВ

Справка «АП»
Родился Михаил Стариков 19 февраля 1939 года в с. Жилино Первомайского района. Окончил Барнаульское музыкальное училище и Алтайский государственный институт культуры. Многие годы работал в известных музыкальных коллективах. Лауреат премии комсомола Алтая. Автор одного миньона и соавтор двух дисков-гигантов – «Сторона моя, Сибирь» и «Поклон Алтаю», выпущенных фирмой «Мелодия». Автор пяти сборников песен. За сборник «Нашей юности недавней подпоём» по итогам 2009 года он был удостоен премии Демидовского фонда с формулировкой «За вклад в развитие музыкального искусства в Алтайском крае».
И сейчас, будучи на пенсии, Михаил Стариков активно проявляет себя и как композитор-песенник, и как член жюри ряда региональных музыкальных и театральных фестивалей и конкурсов («Театральный разъезд», «Песни Иткульского лета» и др.). Живёт в Барнауле.

Новости