Из князей в грязь и обратно

Чем живет коллектив бывшего машзавода

00:00, 27 июля 2012г, Экономика 4113


Из князей в грязь и обратно Фото №1

Военная, гусеничная и сельскохозяйственная техника – вот три «кита», на которых строит свою работу Рубцовский филиал «Уралвагонзавода», обосновавшийся на базе одного из бывших градообразующих предприятий – Рубцовского машиностроительного завода.

История банкротства

Рубцовский машиностроительный завод появился в 1959 году и специализировался на производстве гусеничных транспортеров-тягачей. Машины успешно использовались как в Вооруженных силах, так и в народном хозяйстве. Особенно хорошо они зарекомендовали себя при освоении нефтегазоносных районов Западной Сибири.

Среди горожан РМЗ считался элитным предприятием, устроиться туда было непросто. Статус «оборонки», литерное название «тридцатка», закрытые для посторонних глаз цеха и вообще окружающая завод атмосфера секретности создавали особый образ предприятия. РМЗ жил оборонными заказами, пока экономическая ситуация в 1990-х не поменялась коренным образом. Впрочем, завод еще долго держался на плаву, подпитываемый госконтрактами, пока этот источник вдруг не иссяк. Это был провал! К 2007 году рубцовский флагман не подошел, а подполз на коленях. Производство отсутствовало, заработная плата не выплачивалась, коллектив сотрясали забастовки, переходящие в голодовки.

В это же время в стране началось создание военных холдингов. И год спустя Рубцовский машиностроительный завод вошел в структуру научно-производственной корпорации ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Объем выпуска продукции на предприятии составлял всего 147 млн. рублей, а заработная плата превышала эту сумму. Другими словами, завод сам себя загонял в долги. В 2011 году на предприятии было введено конкурсное производство, его деятельность остановлена.

Возрождение

Еще в 2010 году в составе холдинга был юридически создан Рубцовский филиал ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Правопреемником РМЗ он не является, однако ему перешло действующее подразделение. Коллектив в количестве 860 человек перевели на новое предприятие. Структура и штатное расписание практически не изменились. По существу, сегодня в Рубцовске работает тот же завод на тех же площадях, только не обремененный грузом прошлых долгов и выстраивающий грамотную маркетинговую политику и производственный процесс.

То, что предприятие работоспособно, оно доказало еще в 2008 году, когда взялось за гос-оборонзаказ на подвижной разведывательный пункт. Надо сказать, что Минобороны поначалу отнеслось к этой идее скептически, но поскольку рубцовский завод оказался единственным поставщиком боевой разведывательной машины, контракт был подписан. Также конструкторы закончили работу над опытным образцом «Аргус» и поставили его на производство.

– Это самый современный подвижной разведывательный пункт в России, превосходящий по отдельным характеристикам машины НАТО, – с гордостью говорит и. о. генерального директора Рубцовского филиала «Уралвагонзавода» Сергей Куркин.

С тех пор перебоев в заказах нет, хотя они и не очень объемные. В 2011 году заключили двухгодичный контракт на 10 таких машин. Сейчас ведется работа по подготовке договора на
2013-2014 годы. Параллельно на заводе занимаются техническим переоснащением.

– Основное оборудование в период с 1980-х по 2000 год было разукомплектовано и утеряно, – говорит Сергей Александрович. – Поэтому без новых станков нельзя говорить о высоком качестве продукции, а оно очень важно как для военной, так и для гражданской техники.

На ближайшие два года корпорация выделяет на эти цели 71 млн. рублей, на 2014-2015 годы запланировано еще 70 млн.
рублей. Завод намерен приобрести станки с числовым программным управлением. Директор считает, что такое оборудование будет проще освоить молодежи, проводящей дни напролет за компьютером.

Филиал «Уралвагонзавода» хорошо знаком с проблемой нехватки рабочих кадров. Средний возраст работающих здесь – 46 лет. Вроде не так страшно, но нет молодых токарей, фрезеровщиков, расточников с высокой квалификацией. На предприятии организовали специальный участок в опытном производстве, где наставники обучают юношей рабочим профессиям. Только после этого они смогут трудиться на серийном производстве. Однако настоящими профессионалами станут лишь через несколько лет. Совместно с центром занятости проводится переобучение собственных кадров на те специальности, которые необходимы производству. Недавно четверо молодых специалистов уехали в Барнаул осваивать станки с ЧПУ. Так что когда завод получит новое оборудование, оно не будет простаивать ни дня.

На заказ надейся, а сам не плошай

Памятуя о горькой доле машзавода, целиком зависящего от наличия заказов Министерства обороны, филиал «Уралвагонзавода» не намерен повторять ошибку предшественника.

– Нужна диверсификация, – считает Сергей Куркин. – Однобокое производство – ненадежное. Нельзя уповать только на гос-оборонзаказ, надо обеспечить золотую середину.

И для этого у предприятия есть все возможности. Машзавод и раньше занимался разработкой и изготовлением посевных почвообрабатывающих комплексов. Правда, созданный в 1997 году ППК-8.2 безнадежно устарел. Поэтому в конце 2010 года предприятие совместно с Алтайским аграрным университетом приступило к созданию современного посевного почвообрабатывающего комплекса «Степь», причем вариантов этой машины – несколько. Она сможет работать по энергосберегающим технологиям и с учетом смены инструмента обрабатывать все типы почв в различных климатических зонах, существующих в Алтайском крае. Руководство завода не без оснований полагает, что эта машина займет достойное место в ряду сельскохозяйственной техники, используемой на Алтае.

Наряду с мощным комплексом филиал производит сеялку технических культур СТК-1. Недавно на Алтайской МИС в Поспелихе прошли ее приемочные испытания. Получено положительное заключение с рекомендацией постановки на серийное производство, и в этом году выпущена установочная партия из 10 сеялок. Техника достаточно простая, механическая, надежная. Как говорят специалисты, ломаться в ней нечему. А агротехнические требования к техническим культурам она обеспечивает. Пока интерес к ней проявили в учебном хозяйстве «Пригородное», что под Барнаулом. Несколько лет назад там приобрели первый вариант такой сеялки, она их вполне устроила, и вот сейчас купили еще одну, модернизированную. Задача отдела маркетинга – до конца сезона реализовать всю партию. Поэтому маркетологов на рабочем месте не застать – разъехались в
командировки в хозяйства не только Алтайского края, но и всей России. Причем продвигают они как прицепную сельхозтехнику, так и самоходную.

– Сложно сегодня внедриться в рынок, – констатирует Сергей Александрович. – И техника новая, и нас как производителей сельхозмашин никто не знает. Поэтому и ведем прямые переговоры с хозяйствами.

Но основную ставку руководство делает на семейство гусеничных машин повышенной проходимости. Наиболее актуален сегодня агрегат ЛПА-521, что
обусловлено бушующими по России лесными пожарами. Производителей подобной техники довольно много, конкуренция серьезная, однако рубцовчане настроены оптимистично.

– Наша машина в два-три раза превосходит все, что было создано в лесопожарной технике до этого: и по производительности, и по скорости, и по функционалу, и по запасу хода, – утверждает Куркин, – потому что сделана на базе транспортного средства, а у других – на базе тракторной техники.

Рубцовская машина способна работать в лесу на расчистке завалов, облегчая проход основным силам пожаротушения, на проведении профилактических противопожарных мероприятий. Она в короткий срок доставит бригаду пожарных, спасателей, рабочих и обеспечит нормальные условия их проживания и выполнение конкретных задач. Гусеничную технику применяют в энергетике, нефтегазовом комплексе, на железной дороге для очистки завалов вдоль путей. В общем, машина универсальная, пригодная для многих отраслей народного хозяйства.

В прошлом году продали шесть единиц в лесные хозяйства Дальнего Востока, Красноярского края, подразделение МЧС Ростовской области. Теперь заводчане ждут, когда же получат заказ от управления лесами Алтайского края. По сведениям директора, такие планы в администрации края есть, дело только за соответствующим постановлением федерального агентства лесного хозяйства.

Недавно завод представлял свою лесопожарную технику на «Дне сибирского поля». Губернатор края Александр Карлин и полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский дали высокую оценку и попросили организаторов рекомендовать ее для применения в СибФО.

Развивая одновременно три направления, в филиале «Уралвагонзавода» считают, что это позволит предприятию занять свое место на рынке и уверенно смотреть в будущее.

Людмила МАКОВЕЦКАЯ

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж