След на земле

00:00, 04 сентября 2012г, Общество 810


След на земле Фото №1

В Барнауле к 75-летию образования края устанавливается памятник крестьянину, а в его образе – всем землепашцам региона, осваивавшим необъятные земли, крепившим славу Алтая как житницы Сибири.
Среди тех, кто в начале прошлого века устремился за землей и волей в дальние края из центральных регионов России, были и предки ныне ветерана труда Марии Федоровны Медведевой, проживающей в Романовском районе. Вот что она вспоминает из истории своей семьи.

- Моя девичья фамилия – Гладышева. Наша семья переехала на Алтай из Рязани в 1919 году, во время Гражданской войны. Причина проста: деды и родители бежали от голода в надежде на лучшую долю. Маме тогда было десять лет, и она запомнила, что путешествие длилось всю зиму. Иногда поезд стоял на станциях неделями, и это неудивительно: шла война и пути сообщения контролировали разные войска. Когда добрались на романовские земли, пытались пустить корни в Дубровино. Но никто не хотел брать чужаков на постой. Поэтому семья перебралась в маленькую деревню Журавли. Там дед вырыл землянку и стал заниматься хлебопашеством. Лошадей, чтобы везти плуг, у него не было, так что пахал на быках, косил вручную. Я помню, как он рассказывал: «На новом месте мы тоже хватили голоду. Пережили несколько засух. Скотина дохла на деревне, и односельчане павших животных делили на куски и уносили домой, потому что питаться было нечем».

Дед со стороны мужа, Егор Медведев, тоже из переселенческой семьи. Житель Рязани, он работал в Москве кучером: переехал в Журавли до революции. Был веселый и работящий! На новом месте занялся плотницким ремеслом, построил немало домов на селе.

Мои отец и мать, что интересно, носили одну фамилию – Гладышевы. Поженились они уже двадцатилетними в Журавлях: Федор Васильевич Гладышев взял в жены Анну Тимофеевну Гладышеву. Работали в одном колхозе, мать трудилась на току, в дни сенокоса вершила стога. Я родилась в 1938 году, а через три года, в августе, мы провожали отца на войну. С фронта он не вернулся. Уже на склоне лет я узнала, что он умер в немецком плену на территории Финляндии от голода.

Моя жизнь сложилась иначе, чем у представителей моего крестьянского рода. Я - заслуженный работник потребительской кооперации. Всю жизнь простояла за прилавком.

Тридцать один год жизни Мария Федоровна отдала розничной торговле. В маленьком селе Журавли, где проживало без малого 400 человек (сейчас 30!) Медведева трудилась старшим продавцом, а позднее - заведующей кооперативным магазином № 3. Однако была не из тех, кто сидит на месте или ищет спокойной, легкой жизни.

Сейчас сложно представить, что полки в магазинах могут быть пустыми. А тогда реально в продаже имелись только товары первой необходимости. В бытовой среде существовало слово «достать». Товары именно доставали, с большим трудом и радуясь всякой удаче. И молодой продавец стала искать всевозможные ходы, чтобы добыть товары, устанавливала связи с базами, знакомилась с заведующими магазинами и складами.

Постепенно наладила связи с Новосибирском, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, случалось ездить и в Армению, Грузию.

За долгие годы Мария Федоровна выработала свой стиль работы. Во-первых, она никогда не торговала сидя на стуле. Во-вторых, была безупречно внимательна и вежлива с покупателями.

- Уважала я своих клиентов, - говорит она. - Всех знала, кому что надо - тоже. Мне с детства важно было, чтобы я нравилась людям, вот для них и старалась...

Уходила из магазина Медведева не по расписанию, а только когда его покинет последний покупатель и, конечно, не с пустыми руками. «Ей равных нет», «работает на совесть» - так говорили про нее сослуживцы. Сегодня она рассуждает:

- Как сейчас работают продавцы? Зайдешь в магазин, они порой не встанут. Думают, если кому что надо, сам возьмет. А так нельзя! С людьми надо разговаривать, рассказывать про товар, предлагать. Иначе какая торговля?

За добросовестный труд и небывалые показатели товарооборота Мария Федоровна получила несколько правительственных и ведомственных знаков отличия. Самая высокая награда - это орден Ленина, есть у нее и орден Трудового Красного Знамени, а также ведомственный знак «За высокие показатели в кооперативной торговле».

- По роду своей работы я очень много ездила по стране, но таких просторов с хлебными полями, как у нас в крае, не встречала, - говорит Мария Федоровна. – Видимо, и предков моих, отправившихся из Рязани в Сибирь в 1913 году в поисках лучшей доли, прельстили эти места и они обосновались здесь. Хлеб и нас, детей, растили, к труду крестьянскому приучали. Потому не удивляюсь, что у нас в Барнауле появится памятник людям самой распространенной профессии землепашца.

В наше время, когда у многих превалирует культ денег, нужно поддержать именно крестьянина и земледельца, воспеть его нелегкий, порой горький, всецело зависящий от природных условий труд. Этот памятник восстанавливает справедливость, поднимает на новую высоту авторитет сельскохозяйственных профессий.

Тем самым мы возвращаемся к своим историческим корням, вспоминаем заветы наших предков: в любой, даже самой трудной ситуации держаться земли, нашей кормилицы. Поэтому я искренне радуюсь, что в крае предприняли этот нужный и очень правильный шаг. Аграрный регион должен иметь свой символ, бренд, если хотите. Лучшего, чем крестьянин, засевающий пашню на фоне восходящего солнца, не придумать!

Константин ГРИШИН

Фоторепортаж