Для успешного начала

Новая форма поиска инвестиций

00:00, 25 апреля 2013г, Общество 1627


Для успешного начала Фото №1

В одну из апрельских суббот в конференц-зале краевого центра поддержки предпринимательства вот уже во второй раз за год прошел стартап уикенд. В его рамках начинающие бизнесмены добиваются финансирования на реализацию своих идей.

Ничего лишнего

Формат общения между инициаторами новых проектов и потенциальными инвесторами – стартап уикенд (start-up weekend) придумали американцы. У них мероприятие длится с пятницы по воскресенье. В первый день организаторы проводят предварительный отбор наиболее интересных проектов. Не более восьми – десяти, чтобы не отнимать время на пустяки у инвесторов. Во второй день проходит сама сессия, где люди с деньгами оценивают качество бизнес-идей. Третий день отводится на подписание соглашений о финансировании.

- Мы понимаем, что пока технология работы со стартапами у нас оставляет желать лучшего, – говорит директор Алтайского бизнес-инкубатора Александр Краснослабодцев, – но с чего-то начинать нужно! Поэтому за основу взяли американский формат, слегка его модернизировав.

В России своя специфика: основные драйверы финансирования в экономике – банки и фонды господдержки, поэтому на апрельское заседание были приглашены представители Россельхозбанка, КБ «Акцепт», Банка Москвы, «Тальменка-банк» и нескольких инвестиционных компаний. С другой стороны стола разместились молодые люди, желающие получить средства на создание или развитие своего бизнеса. Попали они на встречу с банкирами не с улицы, а через партнеров краевого центра поддержки предпринимательства, в числе которых Алтайский региональный ресурсный центр, программа «Ты – предприниматель», Алтайский бизнес-инкубатор и Бийский бизнес-инкубатор. Они и провели предварительный отбор. В итоге на старт вышли десять претендентов.

Каждому было отведено на выступления 5-7 минут. За это время требовалось донести суть проекта и его финансовые показатели. Еще 5 минут – на уточняющие вопросы экспертов. Скажу, что впечатление о мероприятии остались самые положительные. Видно, что все выступающие хорошо готовились, чтобы не оплошать перед инвесторами: ничего лишнего, в то же время бизнес-идея представлена полно и убедительно. Поразился, сколько у нас экономически образованной предприимчивой молодежи, сколько возможностей для зарабатывания денег, которых мы не замечаем! И сколько желания и энергии создать свое дело, а не ждать подачки от родителей, работодателя, государства! У выступающих такой напор, такая уверенность в успехе, что кажется, их ничем не остановить. Да и не надо останавливать, лучше где-то поправить и помочь, чем, впрочем, и занимались представители банков.

Зеркало из пластика

Подробнее расскажем о проектах, понравившихся большинству инвесторов. За их финансирование развернулась даже конкуренция.

Анастасия Василенко, генеральный директор «Арт-волны», решила заняться зеркалами.

- С детства меня интересовали необычные, привлекающие внимание предметы, – объяснила Анастасия.

Суть ее проекта – производство и реализация зеркал, изготовленных из акрила. Такой полимер можно легко резать любой формы с помощью лазера. Он легкий, незапотевающий, более ударопрочный, чем неорганическое стекло. Только в Барнауле на Яндексе зафиксировано 1200 запросов в месяц «купить зеркало», то есть спрос на продукцию Анастасии есть. Маркетинговое исследование показало, что с определенной периодичностью барнаульцы хотят что-то изменять в своем привычном интерьере, делать его уютным, красивым, не привлекая на это большие деньги. В результате было решено производить декоративные зеркала, зеркальные часы и зеркальные магниты. Среди потенциальных покупателей люди до 40 лет и предприятия, имеющие офисы.

Организовав целевую группу в социальной сети ВКонтакте, за март удалось продать 25 зеркал, выручив 37 тыс. рублей при расходах 18 тыс. руб.

Продвижение идет через партнеров, а в перспективе через дизайн-студии, строительные магазины, собственный интернет-магазин и постоянную выставку-продажу.

На сегодня рынок достаточно свободный: в Барнауле только три конкурента. Две компании торгуют акриловыми зеркалами, и лишь одна производит.

Конкурентным преимуществом своей фирмы Василенко считает относительно низкую цену и многообразие форм.

- Сейчас мы производим зеркала через подрядчиков, и есть опасность срыва заказа, поэтому требуется 240 тысяч рублей на приобретение собственного оборудования, которое позволит снизить затраты на двадцать процентов, – сказала гендиректор «Арт-волны» присутствующим.

Андрею Серову, управляющему ККО «Площадь Советов» БКС «Инвестиционный банк», идея очень понравилась, он порекомендовал Анастасии создать свой отдел продаж. А Татьяна Бондаренко из «Тальменка-банк» тут же пригласила Василенко обсудить условия кредитования.

Магазин впечатлений

Второе место занял проект Константина Рябинина «Магазин впечатлений «Impress». Он решает извечную проблему выбора подарка на день рождения или другой праздник. Угодить очень трудно. И чтобы не ломать голову, Рябинин предлагает вместо вещи дарить яркие впечатления, например, прыжок с парашютом, дайвинг с аквалангом, тайский массаж в СПА-салоне и т.д. В разработанный им подарочный сертификат входит определенный перечень впечатлений, из которых одариваемый может выбрать что-то по своему вкусу.

Основной заработок магазин впечатлений получает от поставщиков услуг. В качестве партнеров выбираются лучшие на своем рынке фирмы, чтобы подарок запомнился надолго. На каждой услуге удается заработать в среднем 800 рублей.

По расчетам Рябинина, объем рынка подарков города Барнаула порядка 1 млрд. рублей. И начинающий предприниматель с помощью поисковых систем Яндекс, Гугл, групп в социальных сетях, активной работой на интернет-форумах пытается отбить у конкурентов часть целевой аудитории (это небедные горожане до 40 лет). Сейчас открывает пункты продаж в крупных торговых центрах.

Конкурентным преимуществом магазина впечатлений будет комплексность услуги. Например, если человек выбрал прыжок с парашютом, то он звонит, выбирает удобное для него время для прыжка, получает страховку и инструктаж.

По данным журнала «Форбс», после кризисного 2008 года рынок подарков в России ежегодно растет на 15-20%. В 2012 году он превысил показатели докризисного года. Так что Константин полон оптимизма. Он просил на реализацию проекта кредит на 500 тыс. рублей на 8 месяцев, или 40% от чистой выручки в течение двух лет.

Идея вдохновила присутствующих. Они увидели в ней возможность сделать солидный подарок бизнес-партнерам или персоналу на корпоративный праздник.

- Мы обязательно воспользуемся вашей услугой, - пообещал заместитель директора филиала Россельхозбанка в Барнауле Владимир Богданов.

На третьем месте оказался проект Станислава Чепрасова по предоставлению жилья для кратковременного размещения гостей и жителей города Бийска. Бизнес простой и понятный для инвесторов: берешь в долгосрочную аренду несколько квартир, делаешь в них ремонт, а потом сдаешь командировочным или туристам комнаты на несколько дней.

- У тех, кто не попал в топовые позиции, в любом случае будет возможность пообщаться с нашими финансовыми партнерами, – пообещал Краснослабодцев. – Эти встречи уже будут на их территории. Всех, кто получит финансирование, мы попросим выступить на следующем стартап уикенде 24 мая, который состоится в Белокурихе.

Добавим, что инвесторы единодушно поддержали и четвертый проект – социальную парикмахерскую в Заринске. Его развивает Евгений Засухин. Этот человек с ограниченными физическими возможностями помогает сделать стрижку на дому пенсионерам и людям, которым тяжело самостоятельно передвигаться.

Мнения экспертов

Сергей Мазур, руководитель краевого центра поддержки предпринимательства:

- Надеюсь, что все участники сегодняшнего мероприятия получили для себя некий полезный опыт. Хочу, чтобы вы совершенствовались, обращайтесь в центр по вопросам ведения вашего бизнеса. Если не сможем помочь финансированием, то уж проконсультируем всегда.

Станислав Уваров, начальник отдела микрозаймов НО «Алтайский фонд микрозаймов»:

- В презентациях сложно за такой короткий срок достоверно оценить финансовую состоятельность проекта, поэтому я исходил из того, насколько востребована услуга либо товар и насколько команда, представляющая проект, убедила в его жизнеспособности.

Владимир Богданов, заместитель директора филиала в г. Барнауле Россельхозбанка:

- Хотел бы высказать свою благодарность Евгению Засухину за бодрость духа, за то, что работаете, несмотря на определенные сложности. Думаю, что часть затрат на ваш проект мы сможем профинансировать безвозмездно.

Елена Антипина, директор креативной лаборатории «Presentация»:

- Предлагаю всем присутствующим мыслить шире, видеть различные источники финансирования и развития, вступать в различные партнерства друг с другом, пользоваться финансовой поддержкой, маркетинговыми услугами. При участии в таких проектах, как стартап уикенд, и рождаются новые идеи, создаются новые товары, услуги, которые каждый из вас не может сделать по отдельности, а вместе зарождается новое понимание бизнеса.

Перечень проектов

Интернет-агентство «Дизайн.Где.ру».
Дизайн-мастерская «Bonjour».
Магазин впечатлений «Impress».
Авторизованный сервисный центр «Мобилэнд-Сервис».
Производство безалкогольных напитков на основе натурального сырья.
Социальная парикмахерская «София».
Комната сенсорной релаксации.
Предоставление жилья для кратковременного размещения гостей и жителей города.
«Удиви меня!», прямоточная печать на тканях и дереве.
Создание сенсорных и проекционных витрин.

Фоторепортаж