В Рубцовске прошла премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось»

08:00, 11 декабря 2021г, Культура 2163


В Рубцовске прошла премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось» Фото №1
В Рубцовске прошла премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось» Фото №2
В Рубцовске прошла премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось» Фото №3
В Рубцовске прошла премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось» Миниатюра №4
В Рубцовске прошла премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось» Миниатюра №4
В Рубцовске прошла премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось» Миниатюра №4

В Рубцовске состоялась ошеломляющая премьера. Впервые в городе поставили рок-оперу, причем рискнули посягнуть на такое сложное произведение, как «Юнона» и «Авось».

По всем канонам

Музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского. Канонический вариант, который рубцовские артисты сохранили в первозданности. Это как раз тот случай, когда что-то менять – только портить. Нередко режиссеры, отдавая отчет в том, что их постановку будут сравнивать со множеством других, начинают привносить свои мысли, вводить новых персонажей, нагромождать декорации: «Я художник, я так вижу». Иногда получается неплохо, а чаще разочаровывает.

Оформление рубцовского спектакля отличается лаконичностью. По сути, использованы две большие декорации: православный крест и корабль. Ничто не отвлекает зрителя от самого действия, душевных метаний графа Резанова и пронзительной любви Кончиты.

Текст поэмы многие поклонники рок-оперы «Юнона» и «Авось» знают чуть ли не наизусть, и тем интереснее следить за его исполнением и игрой актеров.

Режиссёрский дебют

«Юнона» и «Авось» – режиссерский дебют Павла Токарева, который известен как руководитель народного хора «На просторах Алтая» и фольклорного ансамбля «Ярмарка». Постановкой должен был заниматься режиссер молодежного театра «Экспресс» Юрий Чистяков, но болезнь внезапно прервала его жизненный путь и творческие планы. Тем не менее им суждено было сбыться!

Павел Токарев, который отвечал за музыкальную часть, хорошо знал материал, и на него возложили ответственную миссию.

«На протяжении полугода со мной и днем и ночью была «Юнона» и «Авось». Я очень воодушевился, засыпал и просыпался с этим», – рассказывает он. – «Проделана колоссальная работа. Музыка у Рыбникова очень информационная, в ней заложен весь драматизм произведения. Музыка сама нас подталкивала к драматургии, и по-другому сыграть было нельзя».

Хор и рок

Впервые в спектакле задействованы объединенные хоры: муниципальный и студентов музыкального колледжа. Хористы проводят на сцене как минимум половину времени, ведь для них в рок-опере очень много партий. Академическое исполнение и роковая музыка – потрясающее сочетание!

«Для наших коллективов это грандиозное событие», – говорит хормейстер Марина Котлярова. – «Мы давно думали, как поучаствовать хоровым коллективом в спектаклях. И вот – «Юнона» и «Авось». Я сама в молодости часто слушала эту рок-оперу, затерев пластинку до дыр. Поэтому вся музыка абсолютно знакома. Спектакль уникален тем, что в нем много хоровых номеров. Репетировали с огромным удовольствием, несмотря на то что материал сложный. Некоторые партитуры пришлось переделывать под наш состав».

Марина Котлярова трижды появляется в образе Казанской Божией Матери, к которой главный герой обращается в знаковые моменты свой жизни. В своих партиях вокалистка берет высочайшую ноту ми третьей октавы.

Главные герои

Главную роль исполняет артист муниципального хора, профессиональный музыкант Константин Фёдоров. Он настолько перевоплотился в своего героя, что видно, как страдает и рвется на части его душа. Что же приводит в смятение: жизнь, которую проживает его персонаж в XVIII веке, или параллели с современной действительностью? Многие строки Вознесенского актуальны по сей день.

Ну а кому так близки переживания юной Кончиты, как не молодой актрисе театра «Экспресс» Юлии Демченко, которая по возрасту сама недалеко ушла от своей героини?

«Кончита – нежная девушка, которая влюбилась в графа Резанова. И ее любовь оказалась настолько сильна, что она прождала его 35 лет. Эта история меня очень сильно тронула», – рассказывает исполнительница. – «Но над ролью пришлось плотно поработать. Есть моменты, когда я говорю на испанском языке. А еще потрудиться над вокалом, ведь я не профессионал в этой области».

Шанс для молодёжи

Спектакль был поддержан грантом Российского фонда культуры в размере 380 тысяч рублей в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Еще 587 750 рублей составило софинансирование со стороны Алтайской региональной общественной организации «Союз творческой молодёжи», которая и разработала этот проект.

«Глобальная идея – объединить творческих людей, привлечь молодежь к реализации культурных проектов», – поясняет руководитель организации Татьяна Фролова. – «Город наш маленький, и к нам редко приезжают известные театры. И не у всех есть возможность слетать в Питер или Москву. Такие проекты нужны нашему городу. Люди приходят с удовольствием».

Для молодежи это шанс реализовать свои возможности. В спектакле многие впервые попробовали себя в роли артиста театра, и это большой рост в профессиональном плане. Ведь все участники «Экспресса» – любители. Но, может, это даст стимул к тому, чтобы выбрать театральную стезю.

Браво, артисты!

«Юнона» и «Авось» стала самой массовой театральной постановкой в Рубцовске. В ней задействовано 102 человека: артисты, хористы, танцоры. Еще 20 помогали готовить спектакль: звукорежиссеры, осветители, костюмеры и другие.

Премьера собрала максимально возможное число зрителей. В финале зал рукоплескал стоя, что тоже о многом говорит. Теперь спектакль прочно войдет в репертуар народного театра «Экспресс».

Факт

Спектакль поддержан грантом Российского фонда культуры в размере 380 тысяч рублей в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Еще 587 750 рублей составило софинансирование со стороны Алтайской региональной общественной организации «Союз творческой молодёжи».

Фото автора

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж