Барнаул в творчестве алтайских художников покажут всем желающим

08:10, 03 июля 2020г, Культура 1290


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

Барнаул зимой, весной, летом и осенью, его центральные площади и тихие старинные улочки – такова тема выставки «Узоры уходящей старины», которая работает в павильоне «Открытое небо». В экспозицию, посвященную 290-летию краевой столицы, вошли 53 работы двадцати алтайских художников.

Куратор, искусствовед Любовь Шамина говорит, что торжественное, но уже совсем малолюдное открытие выставки успели провести в марте буквально за три дня до закрытия на карантин. Но руководство библиотеки им. Башунова, в которой расположен выставочный зал, обещало, что экспозиция будет работать до конца июля. И в первый же день его работы мы застали в нем истосковавшихся по красоте зрителей, аккуратно соблюдавших социальную дистанцию.

Узнаваемые места

– Обозначив для себя тему «Барнаул в творчестве алтайских художников», я начала собирать выставку вот с этого этюда, – Любовь Шамина показывает нам совсем небольшой пейзаж с лодками и купающимися людьми. – Это наша Обь, натурный этюд художника-фронтовика Федора Андреевича Филонова, который он мне в свое время подарил. 1953 год, представляете? Потом на этом месте построили здание речного порта, а в начале 1950-х все ходили туда купаться. И посмотрите, какая это красивая, гармоничная по цвету работа!

Еще одна вещь того периода на выставке – уютный зимний пейзаж Геннадия Тарского «Барнаул», тоже из личной коллекции искусствоведа – и тоже наглядно показывающий, как менялся город за последние полвека. «Это возвышенность, где сейчас находится наш театр драмы, – со смехом объясняет Шамина. – В моем детстве отсюда катались на лыжах, и эти деревенские домишки я там помню, конечно. Когда много лет спустя увидела этюд в мастерской Геннадия Кирилловича, сразу узнала это место».

Два шага через выставочный зал – и эта же самая возвышенность, только уже с театром, колесом обозрения и толпой праздно гуляющих горожан запечатлена на эффектной карандашной работе молодого графика Юрия Гребенщикова «Барнаульцы» (2016). Ему же в нынешней экспозиции принадлежат неожиданные «порт­реты» старого моста и узнаваемого чугунного ограждения на проспекте Ленина.

Пёстрый город

Между этими временными точками – началом 50-х и концом 2010-х – расположились еще полсотни произведений ведущих авторов трех поколений. Тут можно увидеть малоизвестные масляные этюды и знаменитые акварели Алексея Югаткина, внушительный пейзаж «Покров» Николая Клековкина из частной коллекции, фантазии живописца Владимира Конькова на тему утонченного Барнаула XIX века, прозрачные акварели Валерия Васина, сказочный триптих Веры Санниковой, холст из знаменательной серии выпускников ЛВХПУ им. В.И. Мухиной Семена Чернова и Владимира Добровольского «Обь целинная» (начало 1960-х) и многое другое.

При всей своей стилистической разнородности и пестроте экспозиция в небольшом пространстве «Открытого неба» смотрится удивительно цельной. Возможно, потому, что каждому автору удалось ухватить тот особый дух, свойственный нашему пестрому и разношерстному городу. Сама Любовь Николаевна к числу украшений выставки относит серию работ Василия Куксы, связанную с архитектурными памятниками, и солнечный, сбивчивый и восторженный пейзаж Андрея Арестова «Весна на улице Пушкина». А еще небольшие этюдные работы живописца Алексея Дрилева, принесенные в выставочный зал его наследниками.

– Я очень волновалась, что не соберу хорошие работы, когда начала готовить выставку, – признается нам искусствовед. – Возможности получить произведения из запасников наших музеев у меня нет. С другой стороны, я ведь знаю, кто из художников и в какие годы много писал наш город с натуры. Начала обзванивать – и каждый что-то приносил на выставку.

Экспозиция «Узоры уходящей старины» работает до 27 июля.

Фоторепортаж