Гендиректор «КАМАЗ» рассказал, что мешает бизнесу

12:12, 22 июня 2019г, Экономика 1213


Гендиректор группы компаний «КАМАЗ» Сергей Когогин считает, что национальный проект, посвященный развитию международной кооперации и экспорту, оформлен достаточно абстрактно, малому бизнесу надо сократить число контролеров, а строители дорог должны отвечать рублем и за их эксплуатацию.

Такие мысли топ-менеджер автогиганта высказал в рамках сочинского медиафорума региональных и местных СМИ. Как сопредседатель Общероссийского народного фронта, он с помощью общественности следит за выполнением нескольких программ социально-экономического развития страны. Это «Малое и среднее предпринимательство…», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Международная кооперация и экспорт».

Если результаты первых двух программ видны сразу, то «Международная кооперация и экспорт» пока оформлена достаточно абстрактно, считает Сергей Когогин, поэтому контролировать ее экспертам ОНФ будет очень непросто.

«Меры поддержки, которые создает правительство в части поддержки экспорта, должны быть конкретными и учитывать интересы бизнеса. Для того, чтобы их использовать, – говорит сопредседатель ОНФ. – Даже когда бизнес пытается экспортировать продукцию, по которой страна занимает лидирующие позиции, например зерно, мы видим, что бизнес элементарно испытывает трудности с его доставкой до портов, так как не хватает вагонов. Если говорить об экспорте предприятиями малого бизнеса, то здесь сложности возникают с соблюдением всех нормативных актов, с проведением переговоров. Крупные компании имеют в штате сотни специалистов по экспорту. Малому бизнесу недоступна такая роскошь. Поэтому необходимо подключение чиновников к созданию института торговых представительств в различных странах, которые не просто приходят на работу, а реально работают на интересы российского бизнеса».

Как известно, нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» предусматривает доведение 50% региональных дорог и 85% в городских агломерациях до нормативного состояния к 2024 году. 

«Одно дело – планы, и совсем другое – реальность. Я много бываю в северных странах и вижу, что там дороги имеют гораздо больший ресурс, чем у нас. Из этого можно сделать вывод о важности технологий, по которым делаются дороги. КАМАЗ вкладывает колоссальные средства в новые технологии. Нас заставляет это делать жизнь. Наш клиент не будет покупать технику, на которой не сможет зарабатывать. То же самое должно быть и в дорожном строительстве. Нужно строить по тем технологиям, которые позволяют эксплуатировать дороги долго. Для этого нужно переходить на контракты полного жизненного цикла, по которым строитель несет ответственность за эксплуатацию. Это принцип, позволяющий заинтересовать подрядчиков строить качественно. Мы запустили мобильное приложение, в котором водители могут сообщить о своей удовлетворенности качеством региональных и местных дорог. С его помощью сможем соотнести официальные данные о качестве дорог с мнением водителей. Чем больше граждане будут присылать информации на «Карту убитых дорог», которая размещена на сайте ОНФ, тем проще нам вырабатывать позицию по реальному состоянию дорог», – объяснил Сергей Когогин.

Он напомнил, что президент страны поставил задачу увеличить число предпринимателей с 18 млн человек в 2018 году до 25 млн к 2024 году. Гендиректор ГК «КАМАЗ» считает, что региональные и местные власти сделали достаточно много для нормализации и систематизации мер поддержки МСП. А почему тогда нет его бурного роста?

По мнению промышленника, одна из главных причин – абсурдные требования к бизнесу со стороны органов контроля и надзора. И президент, и правительство часто говорят об избытке контроля. Для примера, только в общепите действует более 100 нормативно-правовых актов, которые порой противоречат друг другу, морально устарели или нереалистичны, так как действуют еще с советских времен. «Президент поставил задачу провести ревизию всех требований, которые предъявляются к бизнесу. Мы на площадке ОНФ запустили опрос. Он доступен в приложении «Народный контроль». По завершении опроса выпустим свой сборник абсурдных требований», – пообещал Сергей Когогин.

Он также затронул сельское предпринимательство: «Сегодня политическая ситуация создала не только массу проблем, но и открыла новые возможности для агробизнеса. И оказываемая начинающим фермерам государственная поддержка в виде грантов должна быть понятна и доступна всем сельхозпредпринимателям.  Наша задача – следить, насколько прозрачно поддержка предоставляется, выявлять проблемы и транслировать их руководству страны».

*   *   *

Беззащитный, но гибкий

В кулуарах форума журналисту «АП» удалось коротко пообщаться с Сергеем Когогиным, обсудив проблемы малого бизнеса.

– Сергей Анатольевич, в своем выступлении вы говорили, что предпринимателям в основном мешает засилье контролеров. Но наши бизнесмены жалуются, что последние годы государство сократило финансовую помощь в виде субсидирования кредитов.

– Я общался с Корпорацией МСП. И, по моему мнению, система работает.

– Но в корпорации сложно получить кредит.

– Мы заинтересованы, чтобы малый бизнес жил, поэтому пригласили к себе гендиректора Корпорации МСП Александра Бравермана. Он организовал консультационные услуги, наши специалисты помогли все сделать. И дело пошло. Сегодня Корпорация МСП имеет у нас представительство, выдает кредиты.

Я считаю, одна из проблем – повышение бюрократизации. Органы контроля приходят не только к субъекту малого бизнеса, они приходят и к тем, кто оказывает ему поддержку.

– Следующий год федеральные власти планируют объявить Годом предпринимательства. И,  по информации «Коммерсанта», опять не предусмотрено реальной финансовой поддержки, а только консультации и пропаганда малого бизнеса.

– Давайте разберемся. Я руковожу крупной компанией. У меня есть варианты поддержки малых предприятий. Во-первых, меня интересуют российские поставщики. Когда мы видим, что покупка за рубежом стоит огромных денег, а в России есть небольшая фирма, которая может это сделать, мы начинаем с ней сотрудничество, стараясь вытянуть ее на необходимый нам уровень качества, себестоимости. Вплоть до того, что наши специалисты поставят ей технологию.

Второе направление – развитие индустриального парка. На КАМАЗе было 3,5 млн квадратных метров свободных площадей. Предприятие несло убытки, платя налог, поддерживая в помещениях минимальный температурный режим. Это был 2008 год, экономический кризис. КАМАЗу было крайне сложно. Но нам при поддержке региональных властей удалось создать на этой территории индустриальный парк. Предприниматели попросили только отсрочить на два месяца коммунальные платежи, и это позволило им вздохнуть, провести оптимизацию и найти ту продукцию, которая пользуется на рынке спросом.  Мы привели в идеальное состояние промышленную инфраструктуру: инженерные сети, охрану, таможенный пост. В результате общий объем инвестиций, который сделало юридическое лицо «Камский индустриальный парк «Мастер», составило 14 млрд руб., из них 8,9 млрд за счет прибыли. 

Сегодня 1450 тыс. квадратных метров только в Набережных Челнах заняли 297 предприятий, в том числе 77% относится к малому бизнесу. Их оборот составил 75 млрд руб. Создано 900 рабочих мест.

По этому принципу мы организовали такие объекты в Ставрополе, Димитровграде Ульяновской области, в Тутаеве Ярославской области, в Сердобске Пензенской области. В Алтайском крае тоже есть простаивающие производственные мощности, например моторный завод. И от региональной власти зависит создание на его территории площадок для малых производственных предприятий. Малый бизнес, с одной стороны, беззащитен, а с другой – настолько гибок, что большому и не снилось.

Новости