Что стоит за новой административной реформой

08:36, 30 ноября 2020г, Политика 5011


Что стоит за новой административной реформой Фото №1

С 1 января 2021 года в стране начнется оптимизация штата государственных служащих, которая закончится в течение трех месяцев – до 1 апреля. С предложением сократить «раздутый» госаппарат выступил премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Что под собой подразумевает новая административная реформа и будет ли она вообще реализована в столь короткие сроки – вопрос, конечно, интересный. Дело в том, что сократить количество госслужащих только за последнее десятилетие пытались дважды. За 2011–2013 годы планировали урезать численность чиновников на 20%. Получилось на восемь. А в 2016 году Счетная палата доложила о снижении только на 5,6 процента, хотя задача ставилась на десять. И вот правительство делает новую попытку…

Что стоит за реформой?

За три месяца 2021 года в центральных аппаратах федеральных ведомств штат госслужащих планируют сократить на 5%, в территориальных органах – на 10%. Предположительно, сокращение произойдет за счет вакантных позиций. Глава кабмина подчеркнул, что около 20% должностей в федеральных органах исполнительной власти сегодня остаются вакантными, в территориальных органах министерств и ведомств – 18%.

Премьер особо подчеркнул, что при административной реформе все финансовые ресурсы для поощрения сотрудников сохранятся, а финансирование системы государственного управления останется прежним.

– Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент, – сказал Михаил Мишустин. – Делать это будем за счет в основном вакантных позиций. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование.

Отдельным постановлением Михаил Мишустин определил стандарты к структуре федеральных органов исполнительной власти. По новым требованиям штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах – не менее 25, отделов в составе департамента или управления – не менее пяти, а самостоятельного отдела – не менее десяти сотрудников. Для обеспечивающих подразделений, на которые возложены, например, кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские и иные функции, устанавливается ограничение – не более 30% от общей численности сотрудников.

Запросы и ожидания

Как сообщает «Российская газета», отдельное требование прописано к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они должны координировать работу не менее двух департаментов или управлений. В исключительных случаях, связанных в том числе с особенностью деятельности, министерствам и ведомствам разрешат отступать от установленных рекомендаций. Такое решение будет принимать специальная подкомиссия по вопросам проведения административной реформы.

Все организационно-штатные мероприятия Михаил Мишустин постановил провести до 1 апреля. А к 1 мая в правительстве ожидают доклады об их завершении.

– Все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти, – уверен председатель правительства. – Важно, чтобы вся система государственного управления соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи – повышения качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы.

Премьер рассказал, что после проведения реформы граждане смогут напрямую отправлять свои обращения в ведомства через портал госуслуг. Для этого будут расширены его возможности. Пилотными станут министерства и ведомства, чьи услуги сегодня особенно востребованы.

О социальной справедливости

Предложение о сокращении штата госслужащих поддерживает большинство россиян. Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob провел опрос, в котором приняли участие экономически активные жители со всех регионов страны. Большинство респондентов – 54% – считает предложение об оптимизации штата госслужащих необходимой мерой. Примерно 18% с этим не согласны, остальные затруднились с ответом.

Как правило, противники реформы аргументируют свое настроение тем, что увольнять будут по большей части рядовых сотрудников, а руководство останется на своих местах. Несправедливо получается, да и зарплаты у них несопоставимо разные.

– Уж коли в основе этого решения стоит проблема сокращения бюджетных средств на содержание аппарата, то не пришла ли пора пересмотреть подходы к формированию денежного содержания как государственных служащих, так и лиц, замещающих государственные должности? – задается вопросом доцент кафедры государственного и муниципального управления, к. псх. н. Алтайского филиала РАНХиГС Наталья Ломова. – Много лет идет разговор о большом разрыве в заработных платах, в том числе и госслужащих. Учитывая, что данные эти сегодня не представляют большого секрета, так как декларации опубликованы на официальных сайтах органов власти, любой гражданин может сравнить их со своей зарплатой. И получается печальная картина. В 2019 году годовой доход некоторых лиц, замещающих государственные должности федерального уровня, перевалил далеко за 100 млн рублей. На мой взгляд, подойти к проблеме с этой стороны было бы более правильно.

Проблема может коснуться и органов местного самоуправления. А это люди, которые работают, что называется, «на земле», решают конкретные вопросы жителей. Нагрузка на них, как физическая, так и моральная, достаточно велика. Смогут ли они качественно выполнять те обязанности, которые лягут дополнительно, тоже вопрос.

О вопросах и смыслах

– В федеральных министерствах идет работа по совершенствованию систем оплаты труда чиновников, – продолжает Наталья Ломова. – Сообщения об этом появляются в СМИ с завидной регулярностью, но, к сожалению, никто пока не задумывается о том, на кого лягут дополнительные обязанности, как изменится функционал «уцелевших» после реформы чиновников. Это достаточно серьезная проблема, и решить ее с налета вряд ли возможно. Учитывая предельно сжатые сроки, обозначенные председателем правительства, сегодня пока никто этим не озаботился. Но невозможно постоянно увеличивать функционал. Физические и психические возможности человека не безграничны.

Есть еще одна проблема, которую необходимо решать в рамках оптимизации деятельности управленческих структур. Это разросшийся до невообразимых размеров документооборот. Разные ведомства, а иногда и одна и та же организация запрашивают одни и те же данные, но по разным формам отчетности. Эта техническая работа часто занимает большую часть времени служащих. И возникает еще один вопрос: а для чего же тогда нужна цифровизация управления, на которую, кстати, тоже выделяются весьма немалые денежные ресурсы?

Основной смысл административной реформы вовсе не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах, отвечают в правительстве. Откладывать ее больше нельзя. Оптимизацией в исполнительной власти займется специальная рабочая группа правительства. Премьер объяснил, что в ее задачи войдет анализ работы всех федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении правительства и министерств, и подготовка решений по их оптимизации.

Справка

В рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано почти шесть тысяч функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Из них около полутора тысяч были признаны избыточными, более двухсот – дублирующими, 900 требовали изменения.

Фоторепортаж