Что такое глэмпинг и есть ли у него будущее в Алтайском крае

18:40, 19 августа 2023г, Туризм 1246


Что такое глэмпинг и есть ли у него будущее в Алтайском крае Фото №1
Что такое глэмпинг и есть ли у него будущее в Алтайском крае Фото №2
Что такое глэмпинг и есть ли у него будущее в Алтайском крае Миниатюра №3
Что такое глэмпинг и есть ли у него будущее в Алтайском крае Миниатюра №3

Фото Андрей КАСПРИШИН

До конца короткого сибирского лета осталось совсем немного времени. Иногородние отпускники активно делятся в соцсетях впечатлениями об отдыхе в нашем регионе. А специалисты от туризма начали подводить предварительные итоги работы в нынешнем сезоне и оценивать новые форматы размещения клиентов.

«Заканчивается эра»?

Путешественники не только восхищаются красотами Алтая, но и высказывают опасения из-за попыток чуть ли не в промышленных масштабах осваивать места отдыха. Так, в ряде СМИ процитировали мнение некоего блогера Вандал331 о том, что берега Катуни застраиваются отелями и постепенно уходит более дешевый вид отдыха – кемпинг.

«Очень жаль. Похоже, эра кемпингов заканчивается. Берега застраивают дорогими отелями, подходов к реке становится меньше. В этом году все кемпинговые туалеты снесли. Недорогой отдых в палатке вытесняется дорогим бизнес-классом, который большинству не по карману», – возмущается турист.

Может быть, нишу между кемпингами и отелями займет третий игрок, который называется «глэмпинг-парки»?

Гламурность в дикой природе

Слово «глэмпинг» произошло от сокращения фразы «гламурный кемпинг». Впервые это понятие появилось в 2005 году в Великобритании, но активное распространение получило лишь в последние годы. Причиной этому стала не только возросшая популяр-
ность отдыха на природе, но также экономические кризисы и политическая нестабильность. Все чаще жители городов предпочитают отправляться в путешествия по родным просторам и держаться подальше от больших скоплений людей. В той же Великобритании бум новинки пришелся на период после Брексита (выхода страны из Европейского экономического сообщества).

Сейчас глэмпинг – это отдых на природе со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием. Еще одно важное условие глэмпинга: он должен быть мобильным и органично вписываться в окружающую среду, не нанося ей вреда. Поэтому в глэмпинге вы живете в легких домиках, комфортных шатрах или футуристичных сферах посреди дикой природы.

В отличие от классических кемпингов или походов с палатками, каждое жилище в глэмпинге оборудовано туалетом, душем или ванной комнатой с горячей водой; включает полноценную удобную кровать с постельным бельем вместо спальника; обставлено настоящей мебелью (столами, креслами и стульями). Клиента заверяют при этом, что обслуживать его будут в лучших отельных традициях, например еду в таком полевом лагере, как правило, готовит специально приглашенный повар.

Своё не хуже

В нашей стране глэмпинг как экологический туризм и путешествия по удаленным регионам страны только набирает популяр-
ность. В 2018 году появился первый в России классический кап-
сульный глэмпинг на Кольском полуострове. Позже возникли несколько небольших проектов в Москве и Подмосковье, Карелии и Республике Алтай. Однако часто то, что продвигается под словом «глэмпинг», в реальности представляет собой небольшие коттеджные поселки или традиционные кемпинги. Так что этой отрасли в нашей стране есть еще куда развиваться.

Барнаульцы – в «голубом океане»

О перспективах развития купольных глэмпингов рассказала «АП» Екатерина Арефьева, руководитель проекта «Призматика» компании «Алтай-Тент».

– Екатерина, в декабре в барнаульском центре «Мой бизнес» вы сообщили, что, запустив проект «Купол» в 2021 году, компания сразу же «откусила» солидную долю рынка. По итогам двух лет получен впечатляющий результат – геодезические конструкции «Алтай-Тент» можно увидеть в 26 регионах, каждый шестой глэмпинг России создан с участием барнаульцев. А когда появились купольные конструкции в нашем крае?    

– Prismatica – это бренд, под которым компания «Алтай-Тент» создает геокупольные конструкции и тревел-тенты для туристической сферы. Первые геокупола были произведены в 2007 году для молодежного форума «Алтай. Точки Роста». Активно развивать направления компания начала в 2021 году.

Тогда же и появились в Алтайском районе наши купольные конструкции для туристов. В основном они установлены в районе озера Ая и на «Бирюзовой Катуни». Назначение самое разное: и компактные сферы для проживания, и просторные конструкции для проведения мероприятий, и помещения для занятия йогой, и уютные беседки. Все купола установлены в туристических центрах, на базах, в живописных местах.

– Есть информация о том, пользуются ли они спросом у туристов?

– Хочется перефразировать известную фразу Владимира Маяковского: если купола покупают, значит, это кому-нибудь нужно. Геокупольные конструкции используют как для создания глэмпингов с нуля, так и для расширения существующего номерного фонда. Сегодня нередки ситуации, когда в одной туристической локации классические средства размещения соседствуют с модными барнхаусами, куполами, тревел-тентами. Люди, «насытившись» обычными гостиницами и деревянными домами, часто останавливают свой выбор на новых форматах.

– Где еще в крае для туристов установлены такие же конструкции от «Алтай-Тент»?

– Назову несколько мест. Это глэмпинг «Терра Алтая» на автодороге Подгорное – Ая, бутик-отель «Август» на Айском тракте, турбаза «Сила озёр» в Завьяловском районе. В нынешнем году конструкции Prismatica появились на гребном канале в Барнауле. Это место активно развивается и становится все более популярным не только у горожан, но и у приезжих. Всего в Алтайском крае установлено порядка 30 купольных конструкций Prismatica.

– Обратил внимание, что в Республике Алтай таких мест с конструкциями от «Алтай-Тент» больше. Что мешает развитию глэмпинговых парков в крае? Это дорогое удовольствие для наших местных туроператоров, или они (или сами туристы) просто предпочитают более традиционные способы размещения?

– Нельзя сказать, что глэмпинги пользуются в Алтайском крае бешеной популярностью. В Горном Алтае их в разы больше. Вместе с тем этот эффект низкой базы дает отличный потенциал к росту в будущем. Игроки рынка в Алтайском крае сегодня делают ставку на развитие природных продуктов, на включение в туристическую рамку территорий, где капитальное строительство затруднено. Это заказники, это природоохранные территории с буферной зоной. Так что глэмпинги для Алтайского края – это не прошлое, а будущее. Плюс не стоит забывать, что купола и тревел-тенты – самые быстроокупаемые конструкции. В условиях бурного развития внутреннего туризма это очень важный фактор.

– Могут ли глэмпинговые парки занять промежуточную нишу, когда времена кемпингов уходят с ростом строительства дорогих отелей?

– Если под словом «кемпинг» мы подразумеваем недорогой отдых, то глэмпинг – история про другое. Это размещение на дикой природе с комфортом гостиничного номера. Конечно, такой формат не может быть бюджетным. Свою роль играет и мода. Плюс рынок еще формируется, он далек от насыщения, поэтому и цены бывают разными. 

Я считаю, что глэмпинги – это восходящий тренд. Уверена, что в ближайшие пять лет купола и тревел-тенты продолжат радовать туристов и будут популярными на рынке.

Фоторепортаж