Чуть выше нуля: что помогает торговле в алтайских селах держаться наплаву

19:45, 29 ноября 2022г, Экономика 840


Чуть выше нуля: что помогает торговле в алтайских селах держаться наплаву Фото №1

Покупательная способность сельского населения в последнее время уменьшается каждый год на 5–10%, однако торговля на селе все-таки держится, даже и в небольших населенных пунктах. Скажем, таких, как поселок Целинный Ключевского района.

Уже несколько лет в этом поселке работает магазин «Изюминка», а руководит его деятельностью предприниматель из Ключей Ольга Болдырева. Она из семьи торговых работников, но сама по этой стезе в начале своей взрослой жизни не пошла. Получив соответствующее образование, 24 года проработала в Сбербанке, не предполагая, что ей придется  круто изменить свою жизнь. Но такое время пришло.

После реорганизации она попала под сокращение и была вынуждена обратиться в службу занятости. В ту пору в Ключи зашла торговая сеть «Холидей», и после короткой учебы Ольга стала работать в ее магазине управляющей. И неожиданно для самой себя нашла торговое дело весьма интересным занятием. Имеющие свой магазин друзья семьи давно предлагали Болдыревым открыть свое дело. И наконец, взяв кредит, они на это решились.

Проблема была в том, что свободных торговых площадей ни для продажи, ни для сдачи в аренду в Ключах не было. И тогда Болдыревы приобрели продуктовый магазин в расположенном в шести километрах от райцентра поселке Целинном.

От гвоздей до игрушек

– Когда мы вместе с мужем решили купить магазин, то сразу задумались, какое дать ему имя, – рассказывает Ольга Болдырева. – В Интернете прочли, что лучше торговой точке давать название уменьшительно-ласкательное. Решили, что пусть будет «Изюминка».

Такую вывеску магазин сохранил и по сей день, притом что товары в нем в общем-то те же самые, что и в других подобных магазинах. Однако Ольга и ее муж Евгений прилагают все усилия, чтобы увеличить ассортимент и искать наиболее качественные продукты. Но продаются здесь не только они. Как говорит предпринимательница, в «Изюминке» можно найти практически все, от гвоздей до детской игрушки. Чего нет, привезут, коль будет заказ от клиента. В общем, классический вариант советского сельпо, только, разумеется, в современном исполнении.

Недостижимая вершина

Много лет не оставляла предпринимательницу мечта открыть свое дело именно в Ключах, где живет семья, но со временем она от этих планов отказалась.

– В райцентр заходят большие торговые сети, и конкурировать с ними по ассортименту очень сложно, – делится она своими соображениями по этому поводу. – У крупных компаний больше возможностей, поскольку они берут товар непосредственно у его производителей, а мы – у поставщиков-перекупщиков, поэтому цены у нас выше. Так что Ключи для нас пока недостижимая вершина. Но мне и в поселке нравится, почти все жители теперь мои знакомые. Я здесь каждый день, кроме субботы и воскресенья. Веду документацию, делаю заявки, разбираю товары, могу и за прилавок встать, если такая необходимость возникает, и пол помыть, если потребуется. Муж по хозяйственной части помогает, да и вся бухгалтерия на нем, притом что он от нее еще не так давно очень далек был. Но выучился, когда нужда в этом появилась.

Своим персоналом Ольга Болдырева довольна, говорит, что продавцы у нее не только люди ответственные, но и доброжелательные. 

– Стоять у прилавка не так легко и просто, как может показаться на первый взгляд, – говорит предпринимательница. – Нужно всегда поддерживать в себе хорошее настроение, чтобы оно передавалось покупателям. 

Курочка по зёрнышку…

По словам Ольги Болдыревой, покупательная способность ее клиентов снижается каждый год на 5–10%. Особенно ярко проявилось это в период пандемии, сохраняется и сегодня. При этом количество приходящих ежедневно в магазин покупателей практически не уменьшилось. Изменилось их отношение к товарам. Если раньше даже совсем небогатые пенсионеры баловали себя дорогой колбасой или сыром, то сейчас они стараются купить похожие продукты, но из разряда самых дешевых, выбирая между качеством и ценой последнее.

– Работаем сегодня с мизерной прибылью, можно сказать, чуть выше нуля, – сетует предпринимательница. – Но поскольку изменить ситуацию мы не в силах, надо барахтаться.

– Я предприниматель не по призванию и не по увлечению. И в бизнес пошла только для того, чтобы моей семье было на что жить, – признается она. – Но раз пришла, раз другого дела мне не предлагают, нужно здесь при всех обстоятельствах стараться работать как можно продуктивнее, искать новые направления деятельности.

Одно из этих направлений видится Болдыревой в создании в Ключах игровой комнаты для детей, чтобы отвлечь их от сельской скуки. А поскольку в семье Болдыревых все увлекаются фотографией, развивать параллельно и это дело, делая снимки детей при проведении разного рода праздников. Конечно, это небольшие деньги, ну да курочка по зернышку клюет и сыта бывает.

Фото Юли Антошкиной.

Фоторепортаж