Главное, чтобы страховка не подвела

09:37, 03 июля 2015г, Общество 1528


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Почему мало людей страхуют свое жильё от паводка? Многие надеются на выплаты из краевого и федерального бюджетов. Нужен федеральный закон, который регулировал бы ответственность тех, кто не желает обезопасить себя от паводка и других стихийных бедствий. К такому выводу пришли участники «круглого стола».

Тема

Проблемы страхования имущества в условиях чрезвычайных ситуаций обсудили представители администраций Октябрьского и Центрального районов Барнаула, краевого МЧС и Алтайского филиала компании «Росгосстрах».

Тему встречи за «круглым столом» выбрали не случайно – еще свежи в памяти последствия паводка 2014 года. Пострадавшие жители получали тогда компенсации за ущерб. Часть – из бюджета региона, часть – из резервного фонда российского правительства.

Прошлой же осенью президент поручил организовать работу по развитию системы страхования физических и юридических лиц от последствий ЧС и стихийных бедствий. А также и по части сельскохозяйственного сектора. Процесс пока находится в стадии обсуждения.

Слово

– В прошлом году в поселок Ильича пришла вода, какую никто не ожидал, – берет слово Марина Гринева, заведующая правовым отделом администрации Октябрьского района Барнаула. – И трудность в том, что там много самостроя. Нами выявлено, что из 434 затопленных домов более 200 в свое время возводились незаконно – финпомощь им исключается.

По данным Марины Гриневой, в микрорайоне зарегистрировано 1500 человек. Прочим, дабы установить свое фактическое проживание и получить компенсацию, приходится обращаться в суд. 500 жителей так и сделали. Заявления продолжают поступать. Означенный поток и составляет проблематику, которую необходимо обсуждать со страхователями в надежде на конструктивные отношения.

– Затон испытал сильнейшее подтопление, выплаты и компенсации получили свыше 500 семей, – вступает в разговор Инна Остякова, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительскому рынку администрации Центрального района Барнаула. – Пробовали выяснить в компаниях, есть ли у населения возможности заключить договоры страхования личного имущества и строений. Официально нам ответили только из «Югории».

Как считает Инна Остякова, по сути, в фирме сослались на документы внутреннего регламента, согласно которым территории, регулярно попадающие в условия форс-мажора, страхованию не подлежат. Затем администрация попыталась выстроить со страховщиками диалог за «круглым столом». Но те упорно ссылались на свои инструкции.

– Может, сегодня страховщики подскажут выход? – резюмирует собеседница. – А мы готовы работать с населением, информировать, объяснять. Ведь нельзя надеяться только на компенсации. Нужно и самим заботиться о накопленном добре.

Замначальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Алтайскому краю Константин Илясов напомнил: разливы топят не только Барнаул. Непростое положение наблюдается в целом ряде районов края. И не одни лишь паводки тому виной:

– Вспомните 2010 год, пожары в Михайловском районе… Мне кажется, необходимость добровольного страхования имущества уже, фигурально выражаясь, стучится в наши двери. Да и федеральные выплаты приходят, когда ЧС достигнет определенного уровня… В отдельных случаях страховой полис обязательно помог бы.

– Волею служебной специфики мы постоянно видим беды, которые людям приносит стихия, – продолжает разговор Вячеслав Романов, начальник управления по делам ГОЧС Барнаула. – Всегда задаем людям один и тот же вопрос: «Почему вы не застраховались?» Граждане в том же Затоне утверждают, что кто-то и пытался, но им дали от ворот поворот.

К ответу

По поводу директора Алтайского филиала компании «Росгосстрах» Дмитрия Иноземцева организаторы шутят, дескать, придется отвечать за всех, ибо только он пришел на встречу.

– Ведем страхование по всему краю и Республике Алтай, – рассказывает Дмитрий Иноземцев. – В прошлому году произвели около 200 выплат. Три территории в работу не берем. Это упомянутый выше Затон в Барнауле, центральные улицы в Камне-на-Оби, которые топит регулярно, даже если нет критического уровня воды. До недавнего времени в списке состоял микрорайон Зеленый Клин в Бийске.

– Почему насчет его передумали? – задают вопрос журналисты.

– А там власти построили дамбу, – отвечает собеседник. – Значит, возможность потопов свели на минимум… Ну не в силах коммерческая организация брать на себя заведомые убытки! Мы ведь не орган соцзащиты и не касса взаимопомощи. Любой страховщик понимает: возьми он под крыло Затон и выплаты начнут преследовать фирму каждую весну.

– Бийский микрорайон Зеленый Клин получилось отсечь от реки на небольшом протяжении, – поясняет Вячеслав Романов. – А Затон находится в обширном пойменном участке Оби, и ситуацию там осложняет множество проток… Помнится, еще в советское время затевался спецпроект. Но штука вышла настолько дорогостоящая, что и сейчас должной суммы ни город, ни край не наберут.

– И что теперь? – не отстает пресса. – Не меньше 3000 затонцев все-таки.

– Там ведь присутствует большое количество ветхого и аварийного жилья, – говорит Инна Остякова. – Потихоньку расселяем людей в новые квартиры, прекращаем выдачу разрешений на какое-либо новое строительство. Народ разъезжается, денег нет, какая уж тут дамба.

Менталитет

По признанию Дмитрия Иноземцева, у его специалистов лучшими клиентами считаются люди старшего возраста. Ведь еще при социализме они терпеливо копили деньги на обустройство и потому весьма дорожат имуществом.

– А сознание молодых людей заточено под то, что все можно приобрести, были бы деньги, – рассуждает директор филиала. – И если не получается купить в одночасье, то на любом углу можно взять кредиты. Отсюда, наверное, упование на подмогу со стороны. Сначала от родителей, потом от сельсовета, района, мэра, губернатора, президента.

Дмитрий Иноземцев тоже привел в пример погорельцев Михайловского района. Приехали страховать новые дома, а хозяева в ответ: «Извините, нам ничего не надо. Государство в обиду не даст!» А если брать статистику МЧС, то ежедневно в крае сгорает примерно два подворья.

– Кстати, на случаи пожаров у нас скомплектована отдельная «летучая команда», – признается Иноземцев. – Сотрудники оперативно выезжают на место и стараются заключить договоры с соседями. Так сказать, по горячим следам… В первые сутки от момента происшествия можно оформить три-четыре документа. Стоит взяться за дело через пару-тройку дней – пусто. Тревога граждан отступает на второй план перед текущими заботами.

Напоследок

В итоге беседы участники пришли к выводу: государство должно выработать четкие правила игры для всех сторон, придерживаться их и строго спрашивать за несоблюдение. Появится закон, тогда и можно вести диалог с населением: что ему ожидать и как поступать дальше.

Гражданин должен получить право выбора услуг любой из страховых компаний. Но выбирать ему придется отнюдь не из страха перед потенциальной напастью. Здесь важна мысль: случись чего, без страховки точно останешься у разбитого корыта – и без имущества, и без компенсации. Иными словами, нет полиса – нет помощи.

Фоторепортаж