Как мошенники обманывают с помощью «Одноклассников»

13:23, 20 сентября 2019г, Происшествия 4761


1
1

Эта грустная история началась с того, что жена по предложению сайта «Одноклассники» внесла в качестве пароля номер своего мобильного телефона. Если бы мы знали, к чему это нажатие нескольких кнопок на клавиатуре приведет!

Череда ошибок

Сайт удобный – через него можно найти не только своих школьных друзей, но и приобрести неограниченное количество новых. К тому же на нем есть масса бесплатных игр и сервисов. Но после нового пароля неожиданно обнаружилось, что денег тарифного плана «Билайна» катастрофически не хватает. За пару месяцев цифра телефонных потерь превысила тысячу рублей.

Семейная поездка в офис компании «Билайн» была продуктивной. Выяснилось, что мы забыли отключить один из сервисов, который ежедневно снимал по два десятка рублей. Его тут же отключили. Но оставался нерешенным вопрос про остальные исчезающие сотни рублей. Нам посоветовали сменить пароль и ни в коем случае не открывать приложения и электронные послания с предложением каких-либо услуг.

Вот тут была совершена еще одна ошибка. Жена вбила в качестве кодового слова или набора букв и цифр номер телефона главы семьи. С ее тарифа деньги улетать перестали, но появились точно такие же проблемы у автора этих строк. Мало того, когда деньги на телефоне заканчивались, за некие услуги начались списывания различных сумм с зарплатной карточки Сбербанка.

В день мой помощник – «Мобильный банк» – мог списать с моего счета 20, 50, 110 и даже 500 рублей. Это выяснилось по истории операций Сбербанка.

В офисе данного банка высказали предположение, что этим занимается кто-то из близких, знающих ПИН-код моей платежной карточки. Мол, играют за счет родителей, а вы и не знаете.

Еще одно посещение офиса «Билайн», казалось, поставит точку в этой истории. Там посоветовали купить еще один номер за 150 рублей, забить его в качестве пароля и спокойно пользоваться любимыми «Одноклассниками». Мол, 150 рублей закончатся и вам не о чем будет беспокоиться. А еще посоветовали позвонить в сервисную службу этого популярного сайта, все рассказать и потребовать исключить из базы данных личной странички телефон и номер платежной карточки, с которой снимались деньги.

Как бы не так! Различные суммы вновь исчезали с моего счета как листья клена глубокой осенью, как пушинки одуванчика от детского вдоха-выдоха.

Надо застраховать

В ближайшем офисе Сбербанка со мной уже здоровались первыми. Объяснили, что такие проблемы раньше в их работе случались редко, а теперь в неделю по несколько человек приходит. И предложили проверенный алгоритм: сменить платежные карточки. А также застраховать их и установить специальную программу безопасности от Касперского.

На это ушла пара недель, поскольку программа по выявлению взломов устанавливалась только через две недели после оплаты этой услуги. «Одноклассники» снова стали друзьями! Но это мы так думали.

В дополнение к карантинным мерам я стал снимать все деньги со счета после их поступления как можно быстрее и для надежности сменил номер телефона.

Через недельку после предложенных изменений от Сбербанка мне захотелось узнать-проверить историю операций с моими счетами. Мама дорогая, в сомнительные операции подключилась и моя пенсионная карточка «Мир»! Причем с неё улетело около двух тысяч рублей всего за неделю. Это было совсем неожиданно, поскольку она вообще нигде не была засвечена, ею я не пользовался даже в магазинах – берег накопления для отпуска.

Тогда с помощью сотрудников местного отделения банка мы запустили тяжелую артиллерию – в Москву, в центральный офис, было отправлено заявление о происходящих безобразиях в Барнауле и к работе подключилась их самая главная служба безопасности.

Карточки вновь были заблокированы, теперь уже из Москвы, там же отключили «Мобильный банк».

Мы тоже не сидели сложа руки. После замечательных классических семейных скандалов «Одноклассники» были исключены из нашей виртуальной жизни навсегда. Со всеми знакомыми, имеющими отношение к компьютерной технике и опыт по выявлению и пресечению мошенничеств в Интернете, были проведены беседы и собраны советы. Скажу сразу – все нам сочувствовали, но помочь смогли лишь в малом. Из недр «Билайна» была извлечена распечатка всех операций за пару месяцев. Стало ясно, что запросы на снятие денег за некие услуги интернет-магазина приходили в день по нескольку раз. И нам еще повезло, что не все они осуществились.

Скорее всего, в вашем смартфоне в операционной системе «Андроид» поселился вирус, сказали сведущие люди. Он может маскироваться под «Одноклассников», но почему он снимает деньги без запросов от Сбербанка на совершение операций?!

Действительно, почему?

Ответ из службы безопасности банка пришел с объяснениями и рекомендациями. Случай оказался сложным, отведенных двух недель на расследование оказалось мало. Мы приведем его текст почти полностью. Наверняка он поможет попавшим в такие же ситуации людям – любителям популярных сайтов.

«Через устройство самообслуживания к вашей карте VISA была подключена услуга «Мобильный банк», – гласил ответ на официальном бланке Сбербанка. – На номер телефона, подключенного к услуге «Мобильный банк», по запросу получателя средств направлялись сообщения с кодами для подтверждения оплат. Банком получены СМС-распоряжения на проведение операций с корректными кодами подтверждения, и операции были исполнены. Указанные средства доступа (СМС-распоряжения с телефона, подключенного к услуге «Мобильный банк») являются аналогом собственноручной подписи держателя карты по договору с банком: банк выполнил распоряжения от вашего имени, поэтому оснований для возврата денежных средств нет.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 854 ГК РФ) списание средств со счета осуществляется только на основании распоряжения клиентов.

Списание денежных средств могло возникнуть, если вашим телефоном воспользовались третьи лица или телефон был заражен вирусом».

Рекомендации службы безопасности Сбербанка

«Для разблокировки подключения услуги «Мобильный банк» вы можете обратиться в службу помощи банка.

Отключить опцию «Быстрый платеж» в случае необходимости (направить СМС-сообщение с текстом 0 на номер 900).

К сожалению, у банка нет возможности проверить ваш телефон на предмет заражения вредоносными программами, поэтому банк рекомендует:

Установить лицензионное антивирусное программное обеспечение и своевременно его обновлять.

Для подтверждения проведения операций использовать ваши биометрические параметры.

Ознакомиться с правилами безопасности на официальном сайте банка в разделе «Ваша безопасность».

Для проведения расследования по факту возможного мошенничества со стороны третьих лиц банк рекомендует обратиться в правоохранительные органы».

Конечно, воспользуемся данными советами всей семьей и вам рекомендуем сделать это. Получили бы их несколько месяцев назад – цены бы им не было. Теперь, надеюсь, в случаях каких-либо интернет-мошенничеств с использованием «Мобильного банка» времени на исправление ошибок уйдет значительно меньше, чем у автора этих строк. А пока, наученный приобретенным опытом, я не спешу вновь подключить услугу «Мобильный банк». Снимаю все деньги с карточек. И слово «Одноклассники» навсегда вычеркнуто из моего лексикона.

Фоторепортаж
Блоги