Место силы: в Алтайском музыкальном театре готовят премьеру мюзикла «Хан Алтай»
14:06, 20 сентября 2022г, Культура 764
Фото Олег БОГДАНОВ
Материал написан специально по заказу театра. Авторы либретто Нонна и Анна Кротовы (Новосибирск) и композитор из Красноярска Евгения Терёхина соединили историю обычных современных людей с миром алтайских духов и легенд. Над спектаклем работает постановочная команда из Санкт-Петербурга.
– Это история о преодолении наших страхов и комплексов, которые не позволяют человеку совершенствоваться, становиться лучше. И в этом героям как раз помогут алтайские мифы и сказания, – рассказывает режиссер-постановщик Василий Заржецкий. – По сюжету, группа туристов приезжает в Горный Алтай, и местные легенды будут оттенять их взаимоотношения. Кроме того, тут есть черные кладоискатели, которые ищут белый нефрит, – это отрицательные персонажи…
Если «туристы» будут существовать в бытовом плане, то герои легенд – Хан Алтай, Кадын, Батыр Сартакпай и другие – в пластике. За нее отвечает хореограф Антон Дорофеев из Санкт-Петербурга, знакомый барнаульским зрителям по постановкам балетов «Жар-птица» и «Снегурочка» в краевой филармонии. Он говорит, что в данном случае не прибегал к этническим мотивам и прямым заимствованиям из народного танца, ограничившись стилизацией.
– Я постарался создать спектакль как последовательность ритуалов, понятных всем людям: сватовство, погребение, воскрешение, – говорит Дорофеев. – Можно сказать, что хореография имеет бессюжетную, но не бессмысленную форму. Артисты балета хорошо готовы. Сложности были в том, что современный стиль им незнаком, но у них горят глаза, а это обычно самое главное.
Декорация в этот раз сплошная и статичная, изображающая алтайское высокогорье. Вопреки ожиданиям, это не живопись, а минималистичная черно-белая графика. Спецэффекты, как обещают в театре, будут создаваться светом. Художница из Санкт-Петербурга Елена Вершинина объясняет:
– Нам хотелось, чтобы на сцене была все-таки сказка, а не какой-то лес с бревнами. Алтай все равно никогда не показать таким, каков он для каждого человека. Огромные просторы, мощь скал, где чувствуешь себя маленьким и в то же время всем миром. Это место силы, и кто там побывал, те больше никуда не ездят, вот это я точно знаю.
По словам Елены Вершининой, главное в художественном решении спектакля – костюмы балета и хора. Они украшены ленточками дьялама (теми самыми, которые повязывают на деревья в священных местах как подношения духам).
«Эти персонажи и сами как обереги – все с набеленными лицами, словно дети горы Белухи», – говорит художница.
Спектакль создается на средства федерального гранта Министерства культуры РФ.
Первые показы состоятся 22, 23 и 24 сентября.