Министр Максим Костенко рассказал, как изменятся зарплаты алтайских педагогов

10:35, 09 июля 2019г, Образование 2602


1
1

С 1 сентября школы Алтайского края перейдут на новую отраслевую систему оплаты труда. О том, каким образом изменятся зарплаты педагогов, а также о других актуальных задачах года нам рассказал министр образования и науки края Максим Костенко.

Гарантированная часть

– Сегодня система оплаты труда основана на базовой единице «ученико-час». Из-за этого в сельских малокомплектных школах, которых в крае 63 процента, часто возникали проблемы, – говорит Максим Костенко. – Переход на отраслевую систему оплаты труда с гарантированной окладной частью позволит дифференцировать зарплаты учителей и обслуживающего персонала школ и повысить окладную часть, которая пока составляет всего 2950 рублей. Оклад вырастет более чем в два раза и составит 7010 рублей.

Кроме того, губернатор принял решение об увеличении фонда оплаты труда педагогических работников. В конце мая были приняты поправки к бюджету края. Так что мы не просто перераспределяем окладную и стимулирующую части, как в сообщающихся сосудах. Если с января по май средняя начисленная зарплата составляла 24 159 рублей, а к декабрю она будет на уровне 27 600 рублей.

– Кто от этого выиграет?

– Сейчас средняя зарплата растет из-за 10 тысяч педагогов края, у которых нагрузка составляет 1,5 и более ставки. А примерно три тысячи учителей получают около 15 тыс. рублей. И от введения гарантированной окладной части больше всего выигрывают они: мы выравниваем и повышаем их оплату труда.

Многие считают, что у кого-то зарплата понизится. Так вот, снижения не будет! Эта задача стоит перед комитетами по образованию и директорами. В сентябре-октябре в министерстве будет работать «горячая линия», чтобы мы могли моментально реагировать на какие-то частные ситуации.

– А что с передовыми педагогами?

– Определенный рост будет по всем категориям без исключения. А дальше мы будем внимательно пересматривать критерии начисления стимулирующей части, чтобы как раз поддерживать лучших. Кроме того, вводятся коэффициенты за наполняемость класса, от которой во многом зависит напряженность и интенсивность труда учителя. В целом работа по общему повышению фонда оплаты труда продолжится.

Чтобы было интересно

– Максим Александрович, каков сегодня взгляд краевых властей на оптимизацию школьной сети?

– За прошедший учебный год ни одна школа не была закрыта в связи с оптимизацией. И школы в селах Андроново и Черемшанка Тюменцевского района, где население обеспокоено, тоже продолжат работать как филиалы.

Более того, мы хотим инфраструктурно поддержать образовательные организации, работающие в статусе филиала. Приобретаем оргтехнику, заменяем содержание предметных классов по многим направлениям почти на 100 млн рублей. Важно, чтобы детям там было интересно. Эта работа проводится в рамках образовательной инициативы губернатора Виктора Томенко «Современная школа Алтая».

К инфраструктурной теме относится и вопрос подвоза детей из тех сел, где нет школ. В крае почти 500 маршрутов, и в этом году уже удалось обновить 200 автобусов. Сейчас стоит задача лицензирования школьных маршрутов, до 1 сентября эта работа должна быть завершена.

– Можно ли просчитать эффект от оптимизации?

– Мы ставим такую задачу, но в чем считать – в образовательных результатах? В деньгах? Это сложный вопрос. Допустим, в 2012 году, когда начались оптимизационные процессы, фонд оплаты труда педагогов составлял около 3 млрд рублей и учителей было гораздо больше, чем сейчас. А теперь он составляет почти 8 млрд руб. Это просто несопоставимые вещи.

Надежды на земского учителя

– Перед каждым учебным годом в школах края остаются вакансии. Как решается кадровая проблема?

– Мы будем поддерживать и развивать продолжительные практики студентов педагогических вузов. Сейчас в Госдуму внесены поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Они фактически возвращают понятие неоконченного высшего образования, и студенты педагогических вузов смогут работать в школе со второго-третьего курса.

Наши большие надежды связаны с программой «Земский учитель». В сентябре появятся ее параметры и условия участия регионов, а с 1 января 2020 года должна начаться реализация. А пока работаем с главами администраций. Мы говорим: ну не могут сегодня подъемные для молодого педагога в одном районе составлять 5 тысяч рублей, а в другом 100 тысяч, как в Павловском! Не может не решаться вопрос жилья! Да, проблему социокультурной среды вы не решите – а молодым учителям тоже хочется пойти в кино, театр или хотя бы в торговый центр. Но подъемные и жилье муниципалитет должен дать.

– Это был ваш первый учебный год в статусе министра. Есть что-то, что вызывает безусловную уверенность?

– Люди. Энтузиазм учителей края неиссякаем. Особенно в тех сельских школах, где есть педагогическая идея, где люди знают, для чего работают. Раз в месяц мы выезжаем в какой-то муниципалитет, встречаемся с коллективами, ветеранами, родителями. И это мощная профилактика эмоционального выгорания. Школа всегда находится на пути изменений. И сейчас такая реперная точка – нацпроект «Образование», который задает новый формат во всем, начиная от архитектурного дизайна и заканчивая содержанием обучения.

Читатели спрашивают

О введении обязательного второго иняза в школах

– В образовательном стандарте на второй иностранный язык выделено всего 70 часов. Его можно изучать с 5 по 9 класс. Это не продвинутый уровень, а минимальная база. С нового учебного года он вводится во всех школах – это требование образовательного стандарта. Так что мы проводим курсы повышения квалификации для учителей, чтобы они вспомнили свой второй язык.

Сейчас рассматривается новая редакция образовательного стандарта, где второй иностранный остается на усмотрение самой школы. Эти поправки выставлены в открытом доступе на сайте regulation.gov.ru, и любой человек может там написать свои предложения. Но пока обязательный второй иняз – это данность.

О повышении родительской платы за детский сад

– Решение об этом принимают муниципалитеты. В большинстве объем родительской доли не повышался с 2015 года.

Родительская доля – это плата за присмотр и уход, но фактически средства идут на организацию питания детей. Муниципалитеты обращаются к нам с предложением поднять плату, но это невозможно без обсуждения с родительской общественностью. В некоторых районах – Завьяловском, Ельцовском – анкетируют родителей. Потому что мнения часто разделяются: если поднимать плату нельзя, как тогда организовать полноценное и разнообразное питание? Так что в этом вопросе надо взаимодействовать с родителями.

Фоторепортаж