На экспериментальной сцене Алтайского театра драмы состоялась премьера спектакля «Лёха»

07:49, 20 ноября 2020г, Культура 1412


На экспериментальной сцене Алтайского театра драмы состоялась премьера спектакля «Лёха» Фото №1

На экспериментальной сцене краевого театра драмы состоялась премьера спектакля «Лёха» по одноименной монопьесе молодого драматурга Юлии Поспеловой. И без того необычный материал режиссер Ирина Астафьева облекла в форму саунд-драмы, задействовав в постановке семерых актеров и одного музыканта.

История в стихах

Глазам публики предстал скудный, но невероятно подробно воссозданный постсоветский быт пожилого человека: металлическая кровать, старый сервант, холодильник, плита, стол с табуретками, потертое кресло. В серванте – репродукция «Трех богатырей». Под кроватью – банки с соленьями и домашние тапочки. Эта «квартира» вытянута вдоль высокого черного помоста, сооруженного в скромном пространстве экспериментальной сцены, а перед ним – синтезаторы и пюпитр, чье назначение станет понятно чуть позже.

Пока же в это пространство входят молодые артисты театра драмы в униформе городских миллениалов: джинсы плюс толстовка с капюшоном. И делятся историями о своих собственных, невыдуманных дедушках и бабушках: как они жили, что любили, какие словечки говорили и песни пели. Их истории незаметно перетекают в текст пьесы, все куда-то исчезают, а остаются только Виктор Осипов в кровати, Екатерина Порсева подходит к пюпитру, а музыкант Антон Палин садится за инструменты.

«Мой дед говорил: «Что с меня взять – только анализы». Да, так мой дед говорил, что с него взять – только анализы», – произносит под лучезарную электронную музыку Екатерина Порсева – внучка. А Виктор Осипов, тот самый дед, встает с постели по будильнику, вдевает ноги в тапочки, чуть шаркающей походкой идет куда-то в угол сцены за выгородку. Возвращается с махровым полотенцем, задумчиво трет шею, отрывает листок календаря, курит – что там еще делают люди по утрам, – пока его внучка рассказывает, как он жил: «Мой дед говорил, насаживая на вилку два куска селедки вместо одного, он говорил: «Бог сцепил, Бог и расцепит» – да, так говорил мой дед».

Синонимы любви

Эти маленькие чужие воспоминания, полные забавных подробностей, негромкая игра Виктора Осипова и музыка, совершенно неожиданная по духу, настраивают на что-то чудесное. Оно и случилось – через пару месяцев после смерти жены дед Саша влюбился в пожилую соседку Любовь Ивановну (Елена Адушева). Жизнь его мгновенно расцвела, он как мог пытался со своего балкона достучаться до ее сердца – и преуспел.

«Мой дед выпросил у моего отца синие таблетки, он так сказал отцу: «Лёха, она любовь всей моей жизни» – да, так и сказал мой дед моему отцу». После нескольких таких фраз достаточно произнести с чувством: «Лёха!..» – и мы понимаем, что на человека свалилось подлинное счастье. И он, еще заставший войну, сияет и ведет себя как мальчишка. «Лёха» – как синоним любви.

В 2016 году монопьеса Юлии Поспеловой победила на одном из главных в России конкурсов новой драматургии «Ремарка». Тогда же вышло интервью с ее автором Юлией Поспеловой, в котором писательница признавалась, что идея облечь историю позднего чувства «приемного» деда к ее родной бабушке в стихи пришла в процессе работы: «Появился ритм, а потом текст как-то сам себя написал». И еще что настоящая любовь, наверное, возможна именно в старости.

Для этой хрупкой субстанции режиссер-постановщик Ирина Астафьева придумала, кажется, идеальную форму. Настолько органичную, что зритель даже не сразу замечает, что у Виктора Осипова и Елены Адушевой, играющих влюбленных соседей, у Анны Кушнир (дочь Лидочка) и Сергея Рассаханя (внук Андрюша) – словом, у всех остальных артистов практически нет настоящих реплик, одни какие-то междометия. И что историю мы видим глазами внучки.

Да и зачем им реплики, ведь это фантомы, воспоминания. Дед Саша то и дело видит перед мысленным взором покойную жену Зину (Мария Сазонова), строгую медсестру, с которой прожил полвека и думал, что все у него хорошо. Внучка вспоминает деда и мучится сожалениями. Время пульсирует в музыке, которая рождается прямо сейчас, здесь – на сцене, и десятилетия чужой нескладной, но вовсе не бессмысленной судьбы наслаиваются друг на друга.

Фото: краевой театр драмы им. В.М. Шукшина

Фоторепортаж
Блоги