На крыше дома твоего

12:00, 30 апреля 2015г, Общество 2136


На крыше дома твоего Фото №1

Люди хотят, чтобы в их жилищах во время дождя с потолка не текла вода. Такое простое человеческое желание. А управляющие компании, отвечающие в том числе за содержание в исправности кровли, не всегда идут навстречу.

Возьмите и постелите

Барнаулец Алексей Константинович Алтухов, по его словам, третье лето ходит в управляющую компанию «Свой дом» с просьбой починить крышу над его квартирой на ул. Матросова, 15. Как-то во время чистки снега сломали шифер, и теперь вода после каждого дождя бежит с потолка, приходится подставлять тазы. И каждый раз у начальства находится уважительная причина: то кровельного материала нет, то подать его наверх нечем.

– Мне уже девятый десяток лет, не могу, как раньше, прыгать по крышам. Возьмите у меня в подвале три листа шифера и постелите, – пересказывает Алтухов свой разговор с руководителем УК «Свой дом».

Теперь пенсионер ищет правду в приемной «ЖКХ Контроль», открытой в «Центре жилищного просвещения Алтайского края» в феврале прошлого года. За это время в нее обратилось порядка 2300 жителей края, в основном из Барнаула и Бийска.

– Вообще-то, латочный ремонт крыши должен делаться за счет средств, которые платят собственники на текущее содержание жилья, – объяснят эксперт-консультант приемной Татьяна Мочалова. – Алексей Константинович, как он говорит,  платит исправно. Я звонила в управляющую компанию. Ее руководитель мне обещал, что, как только снег с крыши сойдет,  над квартирой будет крыша отремонтирована.

– Но до сих пор никаких действий нет, – утверждает Алексей Константинович.

До недавнего времени протекала и другая барнаульская крыша. Татьяна Зобова, проживающая по адресу: ул. Деповская, 15, обратилась в приемную «ЖКХ Контроль» прошлой осенью. Она рассказала, что два года подряд на крыше ее дома УК «Первая» вела ремонт, но прошлой осенью пошли ливни и затопило две квартиры – ее и соседнюю.

– Я сам залазил на эту крышу, – говорит Сергей Тастан, руководитель «Центра жилищного просвещения Алтайского края». – Там как рабочие делали ремонт, так не доделали и всё бросили: новые рулоны кровельного материала лежат, мастика, спецодежда. Козырек над подъездом пришел в аварийное состояние. Три недели назад на козырьках лежали кирпичи, которые могли в любой момент упасть на головы  прохожих. После наших замечаний гендиректор управляющей компании Петренко дал соответствующее указание,  после которого кирпичи и мусор убрали, а крышу над пострадавшими квартирами залатали.

Опять недовольна

Но Татьяна Зобова опять недовольна. Стоя возле подъезда, она показывает на окно своей однокомнатной квартиры журналистам, обращая их взгляд чуть выше. Там начинается водосточная труба. Но почему-то она начинается на метр ниже крыши.

– Когда идет дождь, вода с крыши бежит по стене, а затем мне в квартиру. Над окном кирпичная стена разрушена, балка открыта, – комментирует она свое недовольство ремонтом.

Татьяна Зобова утверждает, что для установки водосточной трубы г-н Петренко запросил с жильцов дома 150 тыс. руб. Между тем на предыдущие ремонты население ул. Деповской, 15 трижды собирало деньги. По словам Сергея Тастана, гендиректор УК заявил Татьяне Зобовой, что ремонт обошелся в 700 тыс. руб., но когда она потребовала акт выполненных работ, то там оказалось затрат на 237 тыс. руб.

Этот документ подписал председатель совета дома А. Ишков, который живет по соседству с Зобовой. После осеннего ремонта его квартира также была подпорчена вешними водами. Но он почему-то не стал жаловаться на качество ремонта крыши. Зато во все колокола звонит Татьяна Леонидовна. Она уже обращалась в жилищную инспекцию, в прокуратуру и администрацию города. Впрочем, пассивное недовольство высказывают и другие жители.

Подошедший к журналистам Анатолий Пархоменко подтвердил, что платить приходится много и регулярно, причем не только за ремонт, но и за отопление.

– На Социалистическом проспекте в таком же доме и квартире, как у меня, платят по 900 рублей, а с меня требуют по 1600. Вот я и решил, что платить буду столько же. Пусть остальное через суд требуют, – заявил пенсионер.

Версия Петренко

Между тем у Андрея Петренко своя оценка ситуации. Он вспоминает, что капитальный ремонт крыши на этом доме проводился в 2013 году. Это случилось впервые с момента постройки дома.

Сколько средств ушло на ремонт кровли, гендиректор в точности не помнит. Говорит, что речь шла примерно о 350-400 тыс. руб. Причем жильцы заплатили свою долю  – 180 тыс. руб. Остальные затраты покрыла управляющая компания. Не участвовали в ремонте два проектных института, которые занимают два первых этажа дома.

– Они постоянно увиливали. С ними только сейчас через суд удалось заключить договор на текущее содержание, – признается Андрей Петренко.

В прошлом году управляющая компания провела ремонт кирпичной кладки внешней верхней части дома (так называемой наружной версты), на который согласно документам ушло 237 680 тыс. руб. Но гендиректор уточняет, что доля жильцов составила 108 тыс. руб., причем реально они заплатили 103 тыс. руб.

– В прошлом году, чтобы восстановить наружную версту, пришлось вскрыть часть кровли, – рассказывает Андрей Петренко. – Восстановили всю кладку, спасли квартиры от дальнейшего разрушения. Закатали кровлю современным материалом «Бикрост», но из-за зимы, видимо, где-то остались щели. Десять дней назад эту гидроизоляцию по всему периметру еще закрыли одним слоем. Так что бежать теперь не должно.

На вопрос об отсутствующих водостоках у гендиректора УК тоже есть ответ.

Он признает, что пока над зобовской квартирой неорганизованный водосток, но замечает, что на некоторых типах домов это вообще проектное решение.

– Я не могу делать сток для одной квартиры, – объясняет Андрей Петренко, – надо менять водосточные трубы по всему дому. Еще в декабре собственникам было направлено письмо, чтобы они приняли решение о восстановлении водосточной системы. Цена вопроса – 105 тыс. руб. Но жильцы не хотят собирать деньги.

Что тут скажешь? У каждого своя правда. Только у жильцов остался некоторый осадок от того, что деньги они худо-бедно платили, а ремонт тот делали да переделывали под давлением общественности. А потом непонятно, сколько на крышу в действительности затрачено.

Проверь подрядчика

Даже поверхностный анализ акта выполненных работ вызывает вопросы. Почему «Бикроста» закуплено 100 кв. м, а застелено им только 70 кв. м кровли? Тридцать квадратов – в отходы? Многовато. Пойди теперь посчитай, сколько раз поднимался груз и какое количество мусора убиралось. А на эти виды работ списано 35 тыс. руб. И так можно сомневаться по другим позициям затрат.

– Я живу на пр. Комсомольском, 77 и столкнулась с такой же бумажкой, которую нам подсунула управляющая компания «Город», – говорит замначальника сметного отдела АКГУП «Алтайстройзаказчик» Наталья Афанасьева, глядя на акт выполненных работ. – «Город» нам предлагал капитально отремонтировать крышу, кажется, за 800 тысяч. Я взяла рулетку, померила дом, и оказалось, что с нас хотели слупить на треть больше, думая, что никто не проверит.

Наталья Афанасьева говорит, что по правилам управляющая организация должна заключить с подрядной договор, в котором обозначить не только срок выполнения работ, но и гарантийные обязательства, приложить смету затрат, которую жильцы должны предварительно утвердить. При проведении ремонта обычно от дома выбирается самый деловой жилец, который ходит и проверяет за подрядчиком, так ли он выполнил работы и в тех ли объемах. Иначе строители норовят сэкономить на жильцах. А если представитель жильцов сам не понимает в ремонте, то можно нанять любую строительную фирму, которая имеет право на проведение технического надзора. Придет специалист и проконтролирует работу подрядной организации.

В приемной «ЖКХ Контроль» тоже дают рекомендации.

– Когда посетители приходят к нам со своими проблемами, мы звоним в управляющие компании, иногда выезжаем на место, – рассказывает Татьяна Мочалова. – Если есть совет дома, то учим его руководителя правильно составлять претензию в адрес УК, советуем параллельно сообщать о проблеме главе района и местному депутату.

– Закон требует, чтобы собственник самостоятельно коллективными организованными действиями понуждал управляющую компанию выполнять условия договора, – добавляет Сергей Тастан.

Если у жильцов не получается,  то сотрудники приемной помогают обращаться в жилищную инспекцию. Она берет дело на контроль, дает предписание. Если оно не выполняется, то виновники могут быть оштрафованы, а УК лишена лицензии. Также на сайте «Центра жилищного просвещения» 22ЖКХ.РФ составлен рейтинг УК, который будет влиять на решение жилинспекции отозвать у управляющих компаний лицензию. В конце концов, проблему можно решить в суде.

Однако Сергей Тастан советует недовольным жителям сразу не горячиться, а начать дело с составления заявки в адрес УК, в которой изложить свою проблему. Если она не выполняется, записаться на прием к руководителю управляющей компании. Большую часть проблем удается решить уже на этой стадии.

Справка
Личный прием граждан в приемной «ЖКХ Контроль» ведется в Барнауле по адресу: пр. Ленина, 41, каб.111. Любой житель края может обратиться в приемную по бесплатному телефону 8-800-100-4320 либо по телефону в Барнауле 36-91-91.

Фоторепортаж