Откуда берется цена товара на полке

07:15, 21 января 2022г, Экономика 1398


Откуда берется цена товара на полке Фото №1

Крупные сети направили Федеральной антимонопольной службе (ФАС) предложения по ограничению наценок на базовые продукты. Мы разбирались, что заставило их пойти на этот шаг.

Ответственное ценообразование

По данным опросов, россиян больше всего беспокоит непрекращающийся рост цен. Росстат посчитал, что продовольственная инфляция за прошлый год составила 10,62% против 6,69% годом ранее. Но, по ощущениям, реальная цифра вдвое больше. Обыватель считает, что разгоняют цены в основном торговцы, автоматически повышая их на тот или иной процент при росте закупочных цен.

В прошлом году средняя надбавка на социально значимые товары в федеральных сетях не превышала 16%. И федеральное правительство, следуя поручениям президента, пыталось какими-то способами ее снизить. Например, Минпромторг предлагал ретейлерам установить максимальную наценку на базовые товары на уровне 10%. В свою очередь ФАС по результатам своих еженедельных мониторингов выявляет завышение наценок, поэтому предложила ретейлерам механизмы «ответственного ценообразования».

И вот на прошлой неделе «Магнит», «Бристоль» и X5 Group, в которую входят «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», объявили, что до конца 2022 года не будут повышать более чем на 10% наценку на социально значимые категории товаров.

В ФАС «Алтайской правде» подтвердили получение писем от двух сетей об установлении наценки на ряд товаров. В них есть предложения и по механизмам контроля торговой наценки. Каким он будет реально, пока в службе не могут говорить, ссылаясь на то, что у нее есть месяц на рассмотрение предложений торговых сетей. И в этот срок ФАС окончательно определится, как будет проверять обещания ретейлеров.

Ориентируясь на рынок

Откуда же берется цена товара на полке? Специалисты говорят, что единой формулы ценообразования для розницы не существует. Окончательная цифра складывается из закупочной цены, затрат на доставку, от изменения ценности продукта, спроса на него и других факторов. Например, в торговой сети «Аникс» ценообразование строится в зависимости от конъюнктуры местного рынка. То есть менеджеры отслеживают розничную стоимость товаров у конкурентов и, ориентируясь на них, устанавливают свою, не превышая предельную наценку на социальные товары, которые установлены властями некоторых регионов, в частности Республики Алтай.

«И если федеральные сети снизят цены, то и нам придется это учитывать», – объясняет Валерия Зимина, коммерческий директор сети «Аникс».

Что делать

«Не сети виноваты в росте цен, он обусловлен изменением условий от поставщиков, которые пытаются сохранить свою прибыль», – уверена Валерия Зимина. Она считает инициативу федеральных торговых сетей правильной, при этом государство должно со своей стороны оказать поддержку производителям товаров, чтобы они могли сохранять свою рентабельность.

Профессор Московского финансового-юридического университета Александр Бузгалин в эфире ОРТ заявил, что система ценообразования в условиях рынка, где господствуют крупные монополии, мало связана с издержками. Торговые сети действуют по принципу: если можно задрать цену и у вас этот продукт купят, то ее надо задрать.

Для обуздания инфляции он, в частности, посоветовал создавать потребительские кооперативы по примеру относительно бедных стран Латинской Америки и богатой Швеции. Есть опыт Индии, где потребители формируют систему магазинов, в которых цены практически всегда ниже и качество находится под контролем покупателя. Кооперативы работают только для того, чтобы качественную продукцию продать по себестоимости.

Другие предложения – исключить торговых посредников, федеральным властям установить правила игры и контролировать ценообразование по всей цепочке от поля до прилавка.

Профессор считает, что если сельхозпроизводителям государство выдает льготные кредиты, то вправе потребовать от них поставки продукции по адекватным ценам. В ответ экс-министр сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев напоминает, что в этом году у крестьян вдвое выросли издержки на удобрения и средства защиты растений, а запчасти к сельхозтехнике подорожали в 6 раз.

Давно ограничивают

Справедливости ради скажем, что и без инициативы X5 Group каждая сеть уже давно сдерживает цены, устраивая закупочные аукционы, заключая с поставщиками долгосрочные контракты на полгода-год. Например, «Аникс» не принимает повышение цен, если оно документально не подтверждено ростом затрат. Отслеживает, выросли ли цены на эти товары у других производителей, в соседних сетях.

«Мы никогда не повысим стоимость первыми, если производитель этого требует, ссылаясь на свои необоснованные желания», – уверяет Валерия Зимина. 

Каждая сеть славится товарами, на которые держит самые низкие на рыке цены. Например, в «Мария-Ра» это рыба, в «Ярче» – молочные продукты, в «Ашане» – свинина.

«Я не могу сказать, что у нас есть хиты, в которых мы точно дешевле. Но мы держим порядка 150 товаров, стоимость которых точно не дороже, чем в других сетях. Из них процентов 70 товаров первой цены, – говорит представитель «Аникса». – Около 700 наименований продукции участвуют в регулярных промоакциях, во время которых действуют скидки. При этом не обязательно, что скидки устраиваются за счет поставщика. Нередко мы инвестируем собственные средства в стимулирование продаж».

Все сети используют товары под собственной торговой маркой. Продукция, выпущенная под СТМ, гарантирует производителю ее сбыт, но за это она должна поставляться со скидкой. В «Аниксе» 9% ассортимента продается под СТМ.

Кроме того, большинство магазинов торгуют хлебобулочными изделиями собственного производства. В «Аниксе» они занимают порядка 10%. Понятно, что такая продукция тоже дешевле за счет экономии на транспортных издержках и прибыли поставщика.

И все-таки в предложениях Александра Бузгалина есть разумное зерно. Правительству уже давно пора жестко контролировать рынок, больше думать о бедных, ограничивая аппетиты богатых, чтобы не было как в Казахстане.

Справка
Ограничения наценки установлены для более 20 категорий и начали действовать с 12 января во всех магазинах сети, уточнили в X5. Ретейлер отметил, что список товаров будет определяться каждый месяц. В «Магните» сообщили, что меры затронут примерно 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов. Это, в частности, вермишель, овощи из борщового набора», хлеб, молоко, сливочное масло и гречневая крупа.

Фоторепортаж
Блоги