Новый сервис экспресс-доставки еды, косметики и товаров пришел в Алтайский край

15:20, 02 июля 2021г, Экономика 1514


Новый сервис экспресс-доставки еды, косметики и товаров пришел в Алтайский край Фото №1

В Барнауле начал работу сервис экспресс-доставки еды, косметики и товаров для дома «Самокат». Это не первая компания, которая предлагает подобный сервис, особенно востребованный в условиях пандемии. В регионе уже действуют «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Столица Алтайского края стала 17-м городом, который решил освоить «Самокат». Компания уже создала в столице края около 500 рабочих мест и заключила договоры с местными товаропроизводителями.

Кто ваши клиенты?

Если селянами покупка в магазинах с помощью Интернета пока воспринимается как ненужная забава, то отдельные жители крупных городов уже почувствовали вкус к новому формату потребления. Тем более что он набирает обороты в пандемию.

На вопрос, кто они, ваши клиенты, руководитель отдела маркетинга компании «Самокат» Игорь Рожков отвечает: «Больше 90% пользователей «Самоката» – молодые женщины. Например, это условная Настя, которой 25 лет, она живет одна, хочет начать самостоятельную жизнь и у нее есть замужняя подруга Катя, у которой ребенок. Настя еще не до конца понимает, как устроена эта жизнь плохо планирует и часто забывает что-то купить. И мы выручаем ее. А Катя научена бессонными ночами, умеет планировать и ценить время. При этом она хочет тратить его на уход за своей внешностью, и компания тоже является ее помощником». 

Настя и Катя открывают свои смарфоны, находят там приложение и заказывают к завтраку пакетик молотого кофе, хранящийся в среде азота, фруктовые мюсли и прочие штучки-дрючки. Все привезут через 15–30 минут, не взяв платы за доставку, если заказ начинается от 100 рублей.

В чём бизнес-модель?

– Где же «зашита» доставка? – интересуюсь у Игоря.

– Вы же не спрашиваете, где «зашита» зарплата кассира в обычном магазине, – парирует он. – Все затраты так или иначе включены в цену товара. Мы закупаем их оптом, а продаем в розницу, вот и вся бизнес-модель.

Для того чтобы быстро выполнить заказ, в каждом районе города «Самокат» открывает даркстор (товарный склад). 2,5 минуты отводится на сборку заказа, 2,5 минуты – чтобы курьер поднялся в квартиру. И 10–20 минут – на расстояние, которое можно преодолеть пешком или на велосипеде. От этого получаются радиусы, на которые делится весь город. В Барнауле сегодня открыто девять складов.

Для бизнеса преимущества таких дарксторов перед обычными магазинами в том, что там не надо выкладывать товар на витрину, покупатели не ощупывают овощи и фрукты руками. От этого они меньше портятся, ретейлер экономит на списании.

А нам какая выгода?

Приходя в каждый регион, «самокатчики» налаживают связи с местными товаропроизводителями. Они понимают, что их потенциальные клиенты привыкли приобретать такие товары.

«Это не значит, что каждый фермер окажется у нас со своей продукцией, – уточняет Игорь Рожков. – Тем не менее от 10 до 30% ассортимента заполняют локальные производители. Они имеют достаточно легкий доступ на полку. Мы выясняем, кто является лидером в каждой товарной категории, и предлагаем им продаваться у нас с учетом требований по упаковке, маркировке и фасовке».

Сегодня уже пять алтайских производителей формируют ассортимент «Самоката».

Руководитель отдела маркетинга отметил, что компания постоянно находится в поиске уникальных качественных товаров, оформляя их под брендом «Самоката». Вначале ими торгуют в местном регионе и постепенно, если продукт пользуется спросом, выводят в города-миллионники.

Ценообразование в «Самокате» ориентируется на уровень федеральных игроков. По каким-то позициям разница может быть в большую сторону, например по фруктам и овощам, остальные ценники – как в привычном магазине в формате «у дома».

За месяц, предшествующий открытию, компания создала в Барнауле около 500 рабочих мест, из них большая часть – курьеры. Это не только студенты, но и желающие подработать бюджетники. По словам Игоря Рожкова, зарплата в компании начинается от 27 тыс. рублей при работе 4–6 часов в день. Сотрудники быстро продвигаются по карьерной лестнице. Придя курьерами, через несколько месяцев становятся директорами и едут вместе с «Самокатом» покорять новые города.

Откуда деньги?

За последние 2,5 месяца компания открыла бизнес в 13 городах, и до конца июля еще два ею будут освоены. Задача – присутствовать в каждом населенном пункте с численностью более 500 тыс. человек, не считая востока страны. Туда из-за слишком больших расходов на доставку продукции «Самокат» не планирует ехать.

Масштабы экспансии поражают, если не знать, что в мае прошлого года собственники компании продали три четверти своих долей совместному предприятию Mail.ru Group и Сбербанка.

Игорь Рожков говорит, что владельцы «Самоката» искали не просто партнера с деньгами, а того, у кого есть компетенции в масштабировании бизнеса и большая представленность на территории РФ. «Сбербанк как раз для этого подходил, работая на стыке офлайн и онлайн. Мы видим пересечение с ними и в корпоративной культуре», – сказал топ-менеджер «Самоката». 

Любопытно, что у Сбера уже был сервис доставки еды – «Сбер-маркет», который работает с «Лентой» «Ашаном» и «Метро». Но «Самокат» сумел занять более узкую нишу, уйдя от конкуренции. «Сбер-маркет» предназначен для больших закупок, а мы – аналог онлайн-магазина у дома и нужны, когда что-то забыл купить и надо быстро восполнить пробел», – объяснил Игорь Рожков.

Сегодня в Интернете можно найти массу негативных отзывов о работе сервиса «Самокат». Одним не нравится качество доставляемой продукции, другим – несоответствие заявленному времени, третьи ругают «алчный» Сбер, который готов подмять под себя любой выгодный бизнес и испортить его. Но недовольные будут всегда.

Другие игроки

Главными конкурентами на барнаульском рынке доставки у «Самоката» сегодня Delivery Club и «Яндекс.Еда». Они также активно наращивают присутствие в российских городах, увеличивая количество ресторанов-партнеров. В частности, доставка через Delivery Club в 2019 году стала доступна жителям более чем 120 городов России, в то время как годом ранее к сервису были подключены 97 населенных пунктов. С Delivery Club успешно сотрудничают 64% крупных сетевых ресторанных проектов.

«Яндекс.Еда» пока уступает как по представленности в городах России, так и по охвату сетей. По оценкам «РБК Исследования рынков», агрегатор работает в более чем 30 городах России. Подключены же к сервису пока лишь 22% ресторанных сетей.

«Яндекс.Еда» использует алгоритм динамического ценообразования доставки, когда в каком-то районе города спрос превышает предложение. Самая частая причина такой ситуации – плохая погода. Более высокая плата за доставку в пиковый спрос помогает привлечь новых курьеров на линию. Когда курьеров достаточно, спрос и предложение выравниваются и алгоритм отменяет повышающий коэффициент.

Delivery Club доставляет собственной курьерской службой свыше половины заказов. По состоянию на конец 2020 года курьеры работают более чем в 170 городах РФ от Калининграда до Дальнего Востока.

Delivery Club также лидирует по количеству пользователей в Москве и Санкт-Петербурге.

Всего у Delivery Club 677 тыс. клиентов в обоих городах. У «Яндекс.Еды» – 156 тыс.

Согласно данным «РБК Исследования рынков», по итогам 2020 года оборот российского рынка доставки готовой еды может вырасти на рекордные 47%, до 258 млрд руб. Delivery Club и «Яндекс.Еда» впервые заняли более четверти рынка доставки – 27,7% в 2020 году против 18,6% в 2019 году. При этом Delivery Club за 2020 год вырос сильнее своего конкурента. Доля Delivery Club увеличилась с 11,4% в 2019 году до 17,6% в 2020-м. Доля «Яндекс Еды» – с 7,2 до 10,1%.

По данным Forbes.ru, в 2020 году доход от продаж «Яндекса» через «Лавку», «Еду» и «Маркет» составил 24 млрд рублей – в 4,7 раза больше, чем годом ранее.

В 2020 году Delivery Club вошел в топ-20 самых популярных у российских пользователей бесплатных приложений App Store. Также агентство Online Market Intelligence назвало Delivery Club самым любимым брендом россиян в категории «Сервисы доставки готовой еды и продуктов питания».

Интересно, что Delivery Club принадлежит Mail.ru Group, которая приобрела этот сервис у немецкой компании Foodpanda в ноябре 2016 года за 100 млн долларов. А в 2019 году Delivery Club стал частью O2O-платформы (online-to-offline) на рынках еды и транспорта, которую создают Mail.ru Group и Сбербанк. Так что «Самокат» и Delivery Club можно считать близкими компаниями.

Фоторепортаж