ОСАГО теряет смысл?

13:15, 20 марта 2015г, Общество 5534


1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра

1 апреля всех автовладельцев ждет совсем даже не шутка. С этого дня в России будет повышен тариф ОСАГО. Правда, насколько, пока еще не решено.

Скока-скока?

О том, что тариф страхования автогражданской ответственности хорошо бы повысить, страховщики говорили почти весь прошлый год, аргументируя тем, что ОСАГО якобы убыточно. С 1 апреля вступают в силу поправки, по которым выплаты за ущерб жизни и здоровью вырастают со 160 тысяч до 500 тысяч рублей на каждого. Страховщики говорили, что это существенно увеличит их расходы, и настаивали на пересмотре тарифа. Как подготовительная акция расценивался дефицит страховых полисов, когда, например, в Барнауле за полисами образовывались очереди, а полисы автогражданки продавались только с нагрузкой в виде, например, полиса страхования жизни. Автолюбители желали, чтобы ситуация устаканилась любой ценой – во всех смыслах.

В конце 2014 года рубль рухнул, доллар подскочил вдвое. Страховщики увидели в этом еще один аргумент – мол, цена на импортные запчасти тоже поднялась! Подорожание ОСАГО из области умозрительного перешло в область реального. Вопрос был только в том, насколько вырастет тариф. Страховщики высказывались за то, чтобы поднять его на 100 процентов. Автомобильное сообщество полагало, что припугивают, приучают, чтобы потом, когда тариф поднимут, например, на 50 процентов, все радовались этому как победе.

1 марта «Российская Газета» сообщила, что «тарифы по ОСАГО вырастут более чем на 30 процентов. Но не на 100, как предлагали страховщики». 5 марта сайт Газета.ру сообщил, что «страховое лобби убедило Центробанк повысить стоимость ОСАГО как минимум на 30 процентов», притом что, по расчету Российского союза автостраховщиков, тарифы надо поднять на 56,7 процента. 13 марта сайт strahovanieosago.com опубликовал заметку с заголовком «С 1 апреля ОСАГО в России может подорожать на 30-60 процентов». Из этого заголовка понятно, что у страховщиков есть программа-минимум и программа-максимум.

Однако назвать конкретную цифру на этой неделе никто так и не рискнул.

«Цены выросли, а нормально не стало»

В Барнауле на фоне всех этих событий ситуация с полисами ОСАГО простая – полисов не хватает.

– Страховые компании придерживают полисы. Бланков нет. Их держат до 1 апреля, чтобы страховать по новым ценам. В страховых компаниях – очередь, запись. Втюхивают дополнительную услугу – страхование жизни. Если ты решил отказаться, тебе говорят: нет проблем, пишите заявление, в течение месяца рассмотрим. А тебе ездить надо сегодня. В прошлом году, когда были проблемы с ОСАГО, думали: вот цена вырастет и все станет нормально. Цена выросла, а нормально ничего не стало, стало только хуже… – такую ситуацию на правах анонимности обрисовал нам один из страховых агентов. За те 15 минут, что мы с ним говорили, ему было шесть звонков с просьбами помочь со страховкой. В целом же, по его словам, за день – около ста звонков.

– Народ, прямо скажем, в шоке. На эту ситуацию в Барнауле, видимо, никто повлиять не может или не хочет. В Кемерове, в Новосибирске такого бардака с полисами ОСАГО нет. Люди страхуются без нервотрепки, без «допов», – говорит наш источник.

Виктор Клепиков, представляющий у нас в крае Федерацию автовладельцев России, прокомментировал ситуацию так:

– По сравнению с 2014 годом никаких изменений к лучшему. Навязывают водителям дополнительное страхование, выкручивают руки, создают искусственный дефицит. Много звонков о том, что нет полисов. Многие автовладельцы уже говорят, что ОСАГО стало бесполезной услугой. Если тебе занижают сумму ущерба, а это происходит очень часто, то ты идешь судиться точно так же, как ты пошел бы судиться безо всякого ОСАГО. А тогда в чем смысл? Мы просто содержим эти белые воротнички. Причем по судам ходит человек, который в ДТП неповинен. А тот, кто виноват, отремонтировал свое авто и снова погнал. Получилось, что ОСАГО в его нынешнем виде освободило от ответственности и нервотрепки именно этих безответственных людей. На алтайской ветке форума drom.ru предлагают страховку, но пишут: с «допами». То есть плевать хотят на законы, прокуратуру…

В убытках или прибылях?

К вопросу убыточности ОСАГО приведем цифры из публикации на сайте spbvoditel.ru под заголовком «ОСАГО в Петербурге остается высокоприбыльным делом», опубликованной 16 марта:

«По полисам ОСАГО петербургским автовладельцам выплачивается меньше 60% от уплаченных ими взносов, а по «зеленым картам» – чуть больше 6%. Об этом свидетельствует консолидированная отчетность страховых компаний, представленная Банком России.

Всего в минувшем году по заключенным договорам ОСАГО российские страховщики собрали почти 151 млрд. рублей, что на 12% превышает показатели 2013 года. Объем возмещения потерпевшим в ДТП увеличился почти на 17% – до 90 млрд. рублей, а уровень выплат составил 59,8%. Схожая ситуация наблюдается в Петербурге: в минувшем году было продано 2,3 млн. полисов ОСАГО, а уровень выплат оценивается в 58,2%».

Если собрали 151 миллиард рублей, а отдали 90 миллиардов, то вот 61 оставшийся миллиард рублей – это даже после падения рубля миллиард долларов. Какой еще, мягко говоря, выгоды хотелось бы автостраховщикам?

*   *   *

А как на Алтае?

 «Агентство страховых новостей» на своем сайте опубликовало в числе прочих итоги работы страховых компаний по продаже полисов ОСАГО в Алтайском крае за 12 месяцев 2014 года. У лидера рейтинга ООО «Росгосстрах» (бывший «Росгосстрах-Столица»), контролирующего 26 процентов рынка, при сборе в 453 миллиона 300 тысяч рублей выплаты составили 38 процентов. У занимающей второе место «НСГ-Росэнерго» почти 284 миллиона рублей сборов, а выплаты – 37 процентов. Да, есть и те, у кого процент выплат превышает 100 процентов – «Ингосстрах» (108 процентов), «Альфастрахование» (142 процента) и другие. Да, возможно, в целом и среднем на выплаты уходит 60 и даже более процентов от собранного страховщиками. Но, как нам кажется, система ОСАГО создавалась не для того, чтобы страховщики могли есть из золотой посуды, а для того, чтобы облегчить жизнь автовладельцев. То есть ОСАГО – это во многом социальная программа. Но вспомнят ли об этом в Центробанке, принимая решение о том, насколько повысить тариф ОСАГО?

Фоторепортаж
Блоги