Заслуженная учительница РФ рассказала, как заинтересовать школьников

07:00, 13 апреля 2020г, Общество 2278


1
1

Сельскому учителю присвоено звание почетного гражданина Рубцовского района.

Лидия Фокина – заслуженный учитель РФ – живет и работает в поселке Зеленая Дубрава. На днях ей присвоено звание почетного гражданина Рубцовского района. Новость стала для нее приятной неожиданностью.

Признание и призвание

Лидия Дмитриевна в учительской среде Рубцовского района человек известный, педагог-легенда. Она из тех, кто работает по призванию и получает признание коллег, любовь и уважение учеников.

Говорит, что выбор будущей профессии был предопределен с детства. Любила с подружками играть в школу. Нравилось быть учителем: что-то объяснять, выставлять оценки. Повлиял и пример первой учительницы Екатерины Дуровой.

– Вспоминаю ее требовательный, но ласковый голос, чуткое отношение к нам, своим ученикам. Решила, что стану учителем и буду похожа на нее, – рассказывает Лидия Фокина. – Я училась в разных школах, и в каждой были педагоги, на которых хотелось быть похожей. Если я помню до сих пор своих преподавателей математики и физики, значит, это были личности. Это те люди, которые и явились стимулом в выборе профессии.

Вначале была… физика

Со школьной скамьи девушку привлекали не гуманитарные предметы, а физика и математика.

Лидия Фокина называет физику главной интеллектообразующей наукой, которая формирует мировоззрение, расширяет кругозор, развивает определенный склад мышления.

Когда Лидию Дмитриевну спрашивают, что она преподает, и слышат в ответ, что она учитель физики, то уважительно восклицают: «О-о-о!» Все знают, что это трудный предмет, но не каждому повезло с педагогом, умеющим показать, насколько он важен и интересен.

– Представление о природе у человека сформировано физикой, и именно она приобщает его к миру научного знания и к ценностям культуры, – утверждает учитель. – Меня привлекла эта точная наука еще и тем, что в ней сочетаются теория с практикой. Ученик многие вещи может увидеть, сделать сам, лучше понять изучаемый материал. Физика – да, трудно, но интересно.

Дойти до истины

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Например, понимание: необходимо успешно учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, хорошо зарабатывать, принести больше пользы.

– Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету, который осознается учащимися раньше, чем другие мотивы, – подчеркивает педагог.

Обучая физике, она старается заинтересовать ребят, и этому способствуют современные технологии. На уроках заслуженный учитель использует интерактивную доску, благодаря чему значительный по объему материал можно развернуть по времени его изучения, да еще и в наглядной форме. Дети, которые только начинают познавать физику, любят работать с интерактивными тренажерами, что помогает закреплять полученные знания в игровой форме.

А вот старшеклассников этим не удивишь. Им Лидия Дмитриевна предлагает роль учителя. Ученику приходится самостоятельно знакомиться с материалом по учебникам, находить информацию в Интернете, готовить презентацию и выступать перед классом. Педагогу остается лишь внести некоторые комментарии и подвести итог.

– Люблю проводить уроки в форме диалога с ребятами: высказываются различные мнения, в том числе и ошибочные, и чем их больше, тем глубже мы погружаемся в изучаемую тему и доходим до истины, – добавляет учитель.

Ежегодно она готовит и проводит неделю физики, на которой практикует интеллектуальные игры, конкурсы.

Несколько жизней

Лидия Фокина преподает в Зеленодубравинской школе 55 лет. Сегодня учит внуков своих первых учеников.

– В этой школе я прожила несколько жизней от возраста семиклассника до выпускника школы. И каждая из этих жизней не похожа одна на другую, так как проходила в разное время и с разными детьми, – говорит она.

Педагог рассказывает, что ее первые выпускники отличались трудолюбием, развитым чувством долга, хорошей памятью, любовью к чтению. Сегодняшние дети изменились. Они не лучше и не хуже, просто другие. Да, мало читают, не блещут памятью, их трудно оторвать от компьютера и телефона, их намного сложнее организовать на какое-либо внеурочное мероприятие. Зато современные подростки очень круто работают с информацией.

– Они ее не глотают, они ею управляют, – подмечает Лидия Дмитриевна. – Эта способность помогает справиться с задачами сегодняшнего дня намного эффективнее. Чтобы работать с нынешними детьми, нам, учителям (далеко не молодым), приходится менять стиль работы, многому учиться, порой у тех же учеников.

Достойные ученики

Многие выпускники Лидии Фокиной тоже стали педагогами. Они работают в разных школах России. Она гордится ученым-физиком, доктором наук, которого когда-то учила, Ильей Альковым. Другие ученики получили профессии инженеров, строителей, летчиков, врачей, служат в МЧС, МВД, стали достойными людьми.

Об одном жалеет Лидия Дмитриевна: так и не подготовила себе замену. Ей очень хочется, чтобы в Зеленодубравинскую школу учителем физики пришел молодой, энергичный, целеустремленный парень.

– Я считаю, село, сельская школа должны стать заботой государства. Только так и можно удержать кадры на селе и обеспечить людям достойное образование, – говорит она.

Любовь на всю жизнь

При всех своих званиях Лидия Фокина помнит народную мудрость: «Как аукнется, так и откликнется». Она убеждена, что от учителя во многом зависит, что нам отзовется в недалеком будущем. Поэтому много внимания уделяет не только образовательному, но и воспитательному процессу. Она идет к людям с открытой душой.

– Я очень люблю свою школу, так как школа – это мой дом. Я ей отдаю свое время и силы, – признается она. – Люблю поселок, в котором родилась и живу, за его улицы, деревья и цветы, усадьбы, красивые и не очень, а главное, людей, которые делают его таким. Люблю Рубцовский район, частицей которого является мой поселок. Я люблю Алтай, просто люблю и всё.

Фото из личного архива Лидии Фокиной

Фоторепортаж