Почему «Конек-Горбунок» стал популярным фильмом

07:15, 27 февраля 2021г, Культура 895


В кино идет «Конёк-Горбунок» по мотивам сказки Ершова для зрителей «6+». Корреспондент «АП» неожиданно для себя поддалась обаянию этой истории – возможно, несколько перенасыщенной визуальными эффектами, но сделанной с очевидной любовью к материалу.

За горами, за лесами, за широкими морями… Впрочем, никакого четырехстопного хорея в фильме нет, и это даже вызвало возмущение части взрослых зрителей. С одной стороны, все же трудно представить себе современный динамичный фильм для очень маленьких зрителей, в котором герои говорили бы стихами двухсотлетней выдержки. С другой, создатели фильма нашли поэзии визуальный эквивалент, пусть и немного избыточный. Например, в первых кадрах мы видим уютный мир, в котором разворачивается наша сказка, многозначительно перевернутым – а потом понимаем, что он отражается в капле росы.

Итак, жил старик в одном селе, и повадился кто-то по ночам топтать его пшеницу. Он отправил в дозор младшего из трех сыновей, Ивана-дурака (36-летний актер Антон Шагин неожиданно органичен в роли наивного юнца). А тот поймал злоумышленника – гигантских размеров белоснежную нарисованную на компьютере кобылу, которая носилась по полям с ураганной скоростью и буквально скакала по небу. Иван с ней поборолся, потом спас от нечаянного утопления в болоте – и отпустил. Такой уж он, сочувствует всем зверям на свете, от ежика до закованного в цепи кита, превратившегося в остров. А на следующий день обнаружил подарок – двух роскошных вороных коней со всей сбруей и неказистого цифрового Конька-Горбунка, отпрыска той волшебной лошади. Конёк и объяснил ему саркастичным голосом актера Павла Деревянко: мол, мать сказала, тебе нужен друг. Друг Ивану действительно нужен, причем хваткий, поскольку наш главный герой склонен начисто забывать о себе, помогая другим.

Кстати, внешность Конька, помнится, вызвала в Интернете шквал негодования, когда вышел самый первый трейлер фильма: зрителям (да и мне тоже) показалось, что он чертовски похож на ослика из мультфильма «Шрек». Так вот, в итоге совсем не похож. Наоборот, нарисован с уважением к тому образу, который давно сложился в книжных иллюстрациях и советской анимации. А еще у цифрового Конька трогательная мимика. Наверное, с каких-то строгих позиций к качеству компьютерной анимации можно и придраться, но, учитывая головокружительный темп повествования, времени, чтобы рассмотреть Конька в подробностях и оценить качество текстур, практически не было.

После знакомства главных героев история движется в более-менее ершовском направлении. Иван едет в пышную столицу, сказочный город на холме, продавать своих вороных коней, но их отнимает царь (кажется, это последняя кинороль, в которой успел сняться Михаил Ефремов до своих злоключений). Царь сидит в высоком тереме в ночной рубашке и чепчике наподобие короны, украшенном вязаными зубцами, пытается прибить ночным горшком комара и гильотинирует яблоки. Вокруг него вычурно одетая стража, а источником всех хитроумных злодейств против Ивана становится коварный спальник (актер Ян Цапник), настоящий политконсультант, придумывающий, как бы уничтожить неожиданную популярность наивного Ивана у простого народа в столице.

Кажется, больше всех расстарались те, кто создавал эту сказочную Русь в подробностях. Команда художников, как пишут, ориентировалась на Ивана Билибина и Виктора Васнецова, деревянные церкви и белокаменную архитектуру средневековой Руси, а также стиль модерн, народные промыслы и лубок. Портал «КиноПоиск» цитирует художницу Анастасию Каримулину: «Мы хотели добиться красочности, чтобы помимо действия было еще и просто интересно все разглядывать». Преуспели в этом и художники по костюмам, населив Русь крестьянками и горожанками в жемчужных кокошниках, словно каждая из них – княжна или боярыня.

Фильм во многих отношениях сделан по лекалам западных киносказок: для маленьких – красочные приключения (даже слишком красочные) и внятная мораль, для взрослых – шутки с подтекстом. Прагматичный Конёк-Горбунок не раз советует идеалисту Ивану валить за тридевять земель от греха подальше, но тот упорно рвется служить царю и отечеству. Учитывая литературный первоисточник, здесь немало завуалированной политической сатиры, недаром у отечественной цензуры были претензии к Ершову и в XIX, и в XX веке. Юмор, кстати, сосредоточен не только в диалогах. Например, столица на холме отдаленно напоминает Вавилонскую башню, как ее видел художник Брейгель.

Со своим волшебным помощником Иван добывает царю и Жар-птицу (ее курлыканье похоже на звуки, которые издают динозавры из научно-фантастических фильмов), и волшебную Царь-девицу (Паулина Андреева), которая в ожидании какого-нибудь принца лежит в хрустальном гробу, в зачарованном дворце с «гжельскими» колоннами на ледяной скале. В какой-то момент хочется нажать на паузу и перевести дух от всей этой мешанины классических и поп-культурных мотивов и визуальных стилей. Но фильм несется во весь опор, как тот Конёк, приближая нас к развязке, в которой главным героям придется пойти на настоящее самопожертвование ради дружбы и любви.

Новости