Татьяна Билан из Шипуновской средней школы стала Заслуженным учителем России
15:00, 23 августа 2016г, Общество 1888
Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ
На краевой педагогической конференции губернатор Александр Карлин вручил учителю английского языка Шипуновской средней школы им. А.В. Луначарского Татьяне Билан высокую государственную награду. За заслуги в педагогической и воспитательной деятельности ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Сколько-нибудь полно перечислить достижения Татьяны Яновны невозможно: победы на профессиональных конкурсах, методические разработки, стажировки, проекты... Хотя, по собственному признанию педагога, дороже всего ей успехи учеников – в учебе, исследовательской работе и жизни после школы.
«Витамин научности»
– Указ президента о награждении вышел еще в мае. Я пришла из школы, села за компьютер, и в Интернете был такой шквал поздравлений! – вспоминает Татьяна Билан. – Было приятно, когда люди писали, что это «заслуженный заслуженный учитель».
Я не большая поклонница наград и, если честно, ощущаю неловкость. Потому что даже в нашей школе есть учителя, которые, на мой взгляд, более достойны этого звания. А так, конечно, я рада, и моя семья гордится (улыбается).
– Татьяна Яновна, награда или звание – это всегда некий промежуточный итог. А если смотреть вперед, чего вы ждете от нового учебного года?
– В последнее время я много работаю по организации и сопровождению научно-исследовательской работы школьников. А в этом году мы расширяем свои границы и выходим на межрайонный уровень. Через несколько дней у нас начнется «Школа юного исследователя» – не только для учеников, но и для учителей, которые начинают эту работу. В вузах этому тоже учат, но не каждый вовремя услышит, так что не у всех учителей есть навык организации школьных исследований. Вот азам этой работы мы и будем учить. К нам приезжают преподаватели Алтайского педуниверситета, с которым мы заключили договор, так что для ребятишек это очень статусное мероприятие.
Вообще-то, научное общество у нас в школе существует с 1999 года, и до 2012 года мы воспитали 96 победителей конкурсов разного уровня. Но после заключения договора с вузом был моментальный рывок: в один год в различных конкурсах дети завоевали 56 наград! Этот «витамин научности» дал результаты (смеется).
– Перед началом учебного года всегда много нововведений: очередные ФГОСы, профессиональные стандарты. Для вас это вызов?
– Конечно! Хоть и говорят: не дай бог жить в эпоху перемен, но эти реформы нас подстегивают. Нужно учиться, переучиваться и искать новые знания. А меня особенно радует, что российская школа опять возвращается к воспитанию. Еще Лихачев сомневался, что хорошо образованный эрудит непременно станет достойным гражданином своей страны. У нас, учителей советского поколения, это в крови: любой урок должен быть и обучающим, и воспитательным. Это то, что нельзя упускать, ведь в школе по большому счету готовится будущее.
– А не бывает у вас таких мыслей: ну что там еще придумали в нагрузку учителям?
– Знаете, я проработала много лет, и у меня есть такое преимущество: интуитивное понимание, какое новшество будет работать. Для школы сейчас делается много хорошего, даже наша сельская так сильно изменилась за последние десять лет! В 2006 году я была на стажировке в НАСА (Национальное аэрокосмическое ведомство США. – Прим. авт.) и там впервые увидела интерактивную доску. Приехала и рассказывала нашим: «Ребята, такое оборудование!» И буквально через полгода оно появилось в нашей школе!
Интересно учиться
– Как вам удается соответствовать этим постоянно меняющимся обстоятельствам профессиональной деятельности?
– Я давно вывела формулу: любовь к профессии, любовь к детям и еще к тому обществу, в котором ты живешь, – без этого нельзя. Мы ведь в любом случае работаем «по стандарту», выполняем заказ общества и государства, готовим некую «модель ученика».
– И какова она?
– Я бы сказала, достойный гражданин страны. Тут и образование, и нравственный облик, и умение общаться и терпимо относиться к другим, и всему этому надо учить.
– А сами вы у детей чему-нибудь учитесь?
– Наверное, оптимизму. Мне вообще кажется, что наша школа – оазис морального благополучия, и я никогда не жалела, что выбрала эту профессию.
– Вы не первый год горите исследовательской работой, поднимаете с учениками важные социологические и краеведческие темы. А английский язык вас еще вдохновляет?
– Я до сих пор рада, что в 1970 году выбрала именно эту специальность, мы ведь кроме всего прочего изучаем с детьми географию, социологию, историю, это такой многопрофильный предмет. Он довольно консервативный, правила грамматики не меняются, зато развиваются методики преподавания, а это всегда интересно. Наша школа одной из первых в крае начала эксперимент по раннему обучению английскому языку. Все благодаря тогдашнему директору Татьяне Анатольевне Кузнецовой, она сама преподавала английский. И когда реализация такого проекта началась в крае, мы уже имели десятилетний опыт, который оказался востребованным.
– Остается ли у вас время для каких-то увлечений, кроме школы?
– Вы правы, школа – это и моя работа, и мое увлечение, моя жизнь. Но у меня есть и семья, и любимые занятия. Вот в этом году в школе прошла выставка, на которую я принесла свои вышивки. Наши удивились: «Вы еще и вышиваете?» (Смеется.) Когда нужно обдумать предстоящее мероприятие, сажусь и вышиваю. В основном цветы, потому что очень их люблю. Наш дом ведь на земле, и были времена, когда я по 140 сортов георгинов высаживала! Почти весь участок был в цветах. Сейчас, конечно, этот пыл прошел, много времени уходит на другие дела.
– Что же дает вам силы?
– Просто интерес к жизни. Интересно учиться. Учу и сама учусь, и так всю жизнь.