В театре драмы состоялась лаборатория по современной драматургии

14:17, 24 сентября 2021г, Культура 1459


В театре драмы состоялась лаборатория по современной драматургии Фото №1
В театре драмы состоялась лаборатория по современной драматургии Фото №2
В театре драмы состоялась лаборатория по современной драматургии Миниатюра №3
В театре драмы состоялась лаборатория по современной драматургии Миниатюра №3

В прошлые выходные в краевом театре драмы им. В. М. Шукшина состоялась лаборатория по современной драматургии «На100ящее время» под руководством известного о критика Олега Лоевского.

Участвовали три опытных режиссера из провинциальных театров – Пётр Незлученко из города Березники Пермского края, Дмитрий Акимов из Иркутска и Артём Терёхин из Красноярска. Их задачей было представить зрителям эскизы по современным российским пьесам, созданные буквально за пять дней (в отличие от полноценного спектакля, работа над которым может идти два-три месяца). Показы эскизов спектаклей прошли при аншлагах, а у зрителей была возможность повлиять на их дальнейшую судьбу с помощью голосования. Судя по настроениям, опция «забыть увиденное как страшный сон» вряд ли была популярна.

Земля и космос

Режиссер Дмитрий Акимов на экспериментальной сцене представил эскиз по пьесе «Космос» популярного российского драматурга Алексея Житковского из Нижневартовска. По словам куратора лаборатории Олега Лоевского, в последнее время пьесы Житковского «пожаром пошли по театрам России» (особенно «Горка», спектакль по которой московского Театра на Таганке будет закрывать сегодня вечером Золотухинский фестиваль).

Героиня этой истории – 42-летняя учительница английского языка Татьяна Викторовна из Бугульмы, сыгранная Леной Кегелевой. Мы застаем ее смотрящей по телевизору фильм «9 1/2½ недель» и разговаривающей с экранным Микки Рурком (причем он ей отвечает по-английски с гнусавым русским переводом и настойчиво предлагает эротические игры). Эти диалоги в фантазиях Татьяны Викторовны явно продолжаются давно. А в реальности она одна воспитала бестолкового сына-музыканта, ходит на нелюбимую работу в школу и на кладбище к мужу, погибшему 22 года назад в одной из горячих точек. В этот момент зрители понимают, зачем на полу сцены набросана свежая земля, пахнущая на весь зал: под ней обнаруживаются и встают рядочком молчаливые мертвые одноклассники Татьяны: кто скололся, кто погиб в 90-е. На этом фоне покойный муж Ильдар (Максим Пивнев) выглядит молодцом и героем. Но на поминках с подругой из ЖЭУ (колоритная героиня Елены Адушевой) Татьяна признается, что он был далеко не ангел и часто ее бил.

Оживает Татьяна, только когда узнает из новостей, что на родину в Бугульму должен приехать Герой России космонавт Сергей Лысов (очень смешная роль Эдуарда Тимошенко), кажется, единственный парень из ее класса, который до сих пор жив. Когда-то в школе его лупили мальчишки, особенно юный Ильдар, а теперь к его приезду нужно приготовить с учениками торжественную встречу. А еще он в детстве был в нее влюблен, даже подарил карандаш, и теперь женщине кажется, что она могла прожить совсем другую жизнь. Так воображаемый космонавт вытесняет в фантазиях Микки Рурка.

Радость и хтонь

Обсуждая увиденное, артисты драмы говорили, что в этом эскизе Лена Кегелева сыграла одну из лучших ролей за последние годы (а ей грех жаловаться на отсутствие интересных работ!). Отмечали решение пространства экспериментальной сцены, мужество актеров-«мертвецов», которым пришлось долго лежать засыпанными землей. Актриса Татьяна Гуртякова разглядела в постановке любовь и сочувствие к обычной русской женщине. А критик Владимир Спешков даже предложил создать на основе эскиза выездной спектакль и показать его в алтайской космической столице – селе Полковниково.

– Житковский потрясающе знает русскую провинцию, ее типажи, русскую хтонь и русскую радость, все это есть в эскизе. Но он мог состояться, только если в театре есть главная героиня. Вы можете быть острохарактерной, а можете – абсолютно лирической, – сказал Спешков, обращаясь к Лене Кегелевой.

Забыть себя

На основной сцене драмы зрители увидели эскиз по пьесе Полины Бородиной «Исход». Режиссер Артём Терёхин использовал экран, на который проецировалось видео, снятое на камеру или самими артистами на телефон. Главный персонаж «Исхода» – пациент психоневрологического интерната Моисей (Антон Кирков), которого мы в самом начале рассматриваем на крупном плане, пока он обращается к Богу.

Это имя он сам себе выбрал, поскольку настоящее забыл вместе со всей биографией. Благодаря гранту психиатра Марины (актриса Екатерина Порсева) он смог открыть в себе талант к рисованию и даже найти временную работу, чтобы подтвердить ее теорию, что трудотерапия помогает. И вот теперь он расписывает стены детских садов странными картинками, беседует с печальным прорабом (Михаил Меньших), ссорится с другими пациентами (Сергей Рассахань, Тамара Павлова и Екатерина Боярова в забавных шапочках), раздражает главврача (Константин Кольцов) и мечтает встретить женщину, которая тоже потеряла память.

Не тот Моисей

Но все не так просто – на самом деле Моисей прекрасно помнит, что зовут его Андреем. Как и то, что он просто не выдержал трудностей и сбежал из семьи, бросив жену (Татьяна Королёва) одну с больным сыном, и теперь симулирует амнезию. Если пьеса «Космос» искала надежду в провинции, то «Исход» описывал давление, с которым не всегда справляются жители современного мегаполиса.

Критика Спешкова эскиз порадовал своей завершенностью и найденной визуальной формой, в том числе использованием экрана, а также сдержанной интонацией. Зрители, знакомые с другими постановками этой пьесы Полины Бородиной, говорили о том, что они были мрачными и злыми, а Артёму Терёхину удалось сделать историю светлой и медитативной и даже вызвать сочувствие к герою, пытающемуся таким образом уйти от реальности.

А Олег Лоевский увидел проблему эскиза в главном герое, который на самом деле псевдо-Моисей, никого никуда не вывел и себя не спас. «В этом медитативном действе мы не можем понять, что маета главного героя имеет страшную основу – предательство. Сейчас это общеатмосферная история, всех жалко. А жалко не всех».

Комментарий

Олег Лоевский, критик, руководитель лаборатории «На100ящее время»:

– У лаборатории всегда много целей: театр знакомится с новой драматургией, артисты получают тренинг, появляются новые режиссеры, которые никогда бы не приехали сюда сразу в таком количестве.

Это знакомство потом может продолжиться, состоятся какие-то спектакли. Но для меня главное – актерский тренинг, потому что в театрах всегда плохо ходят внутренние лифты: кто играет главные роли, тот и играет. А здесь артисты могут встретиться с ролями, которые им в жизни бы не достались. Пополнение репертуара театра – побочный эффект, мы на лаборатории не создаем «продукт», но это может произойти.

Кстати

7 и 13 октября состоится премьера спектакля «КЯППК (Как я простил прапорщика Кувшинова)» Кирилла Вытоптова, эскиз которого был показан на одной из прошлых лабораторий в ноябре 2020 года.

Фото: Алтайский театр драмы.

Фоторепортаж