«Взлёт разрешаю!»

19:00, 14 июля 2017г, Общество 2447


1
1

Нынешним летом авиаторы и пассажиры, летающие прямым беспересадочным рейсом Барнаул – Москва, отмечают пятидесятилетие с момента открытия этого направления в барнаульском аэропорту. С этого рейса фактически началось межрегиональное авиасообщение из Барнаула.

От «Блерио» до Ил-18

В 1967 году на 18 километре по Павловскому тракту был построен и сдан в эксплуатацию современнейший по тем временам аэрокомплекс со взлетно-посадочной бетонной полосой размером 2000х50 метров, рулежными дорожками, перроном, гостиницей и другими помещениями наземных служб.

20 июня отсюда взлетел и взял курс на Москву Ил-18. Почти двадцать лет винтовой трудяга возил грузы и пассажиров, пока в 1975 году до 2,5 тысячи метров не удлинили «взлетку» и ему на смену не пришел турбореактивный Ту-154, а в новом веке – аэробусы и боинги вместе с новыми авиакомпаниями.

Специалисты авиапредприятия «Алтай» хранят как реликвию альбом с фотографиями и фамилиями людей, обеспечивавших безопасность первого полета, который стал возможен благодаря серьезной реконструкции барнаульского аэропорта. Но поиски самих ветеранов той первой команды летчиков и техников или их родных, сохранивших воспоминания, увы,  оказались тщетными – полвека минуло, как ни крути.

Выручила, как это бывало уже много раз, родная «Алтаечка», ее 143 и 144 номера за 1967 год. Прекрасный репортаж привез журналист Геннадий Шеваров с борта Ил-18 из первого беспосадочного перелета Барнаул – Москва. «От «Блерио» до Ил-18» – таким был заголовок публикации в «АП» летом 1967 года, когда многие нынешние ее корреспонденты еще и на свет не появились.

Начинает Геннадий Николаевич с событий 55-летней давности. «Блерио» – так назывался моноплан фирмы «Гамаюн», привезенный в Барнаул пароходом «Братья Мельниковы». 2 августа 1912 года авиатор Александр Васильев взлетел на нем с ипподрома Общества любителей конского бега и за 12 минут сделал над Барнаулом четыре больших круга. С учетом того, что не было еще ни взлетно-посадочной полосы, ни наземных служб обеспечения полетов, эксперимент Васильева лишь условно можно считать стартом авиасообщений на Алтае. Первое подразделение базировавшихся у нас самолетов По-2 появилось в столице только что созданного Алтайского края лишь осенью 1937 года. Так что скоро нас ждет два юбилея – 80-летие не только любимого региона, но и его авиаперелетов. Меж тем уже от самого памятного лета 1967-го и знакового репортажа Шеварова нас отделяет полвека!

Глазами Шеварова

Несколько слов о Геннадии Шеварове. Известный российский журналист, сценарист, режиссер,  главный редактор Свердловской киностудии и лауреат многих всероссийских и международных фестивалей Геннадий Шеваров (сейчас ему 80 лет) работал в газетах «Молодежь Алтая» и «Алтайская правда» с 1959 по 1968 год.

Пока другие пассажиры первого рейса осваивались в удобных креслах и посасывали карамель «Взлетная», он жадно фиксировал все, что видел. Благодаря этому до нас дошли интересные подробности полета.

Начало репортажа журналист ведет из командно-диспетчерского пункта нового барнаульского аэропорта. «Пять минут назад здесь приземлился – впервые в истории авиации на Алтае – один из лучших пассажирских самолетов в мире, принимающий на борт до 89 пассажиров. Вот она – устремленная вперед гигантская белая птица «СССР – 75511 – Аэрофлот – Ил-18».

По протоколу первый технический рейс встречали представители партийной элиты края, но были там также строители нового аэропорта, пассажиры, сотрудники гостиницы. Радистка Валентина Белокопытова, синоптик Тамара Малютина, дежурный отдела перевозок Галина Черемисина и инспектор Надежда Жирнова вручили экипажу пионы и красные маки. Когда дали разрешение подняться по трапу в салон лайнера, Шеваров одним из первых воспользовался возможностью познакомиться с командиром корабля новосибирцем Анатолием Харитоновым. Вот что сказал тогда пилот:

– Очень рады, что нам выпала честь открывать новую авиалинию. В Барнауле мне и раньше приходилось бывать. Пассажиров здесь всегда много, да и грузов сюда идет немало. Вот и сейчас мы привезли 5 тонн груза для заводов, моторного и «Трансмаша».

Из желающих поговорить с капитаном воздушного судна образовалась целая очередь – техники Октябрина Васильева, Александра Адалимова, Татьяна Забелина, бетонщики Виктор Епанчинцев и Василий Зайцев…

Барнаул стал четвертым городом Сибири, соединенным с Москвой воздушным мостом, следом эту дорогу освоили Томск и Новокузнецк. К слову, уже на следующее утро от железнодорожного вокзала до гостиницы аэропорта начал курсировать рейсовый автобус. Позже, когда «рейсом № 1» из краевой столицы стал летать Ту-154, в городе появилось два маршрута в аэропорт, № 112 и 115. В честь нового рейса в меню ресторана аэровокзала ввели фирменные блюда раздела «Из алтайского урожая». А в холле организовали продажу сувениров, фитопродукции, изделий колыванских камнерезов и т. д.

С балетом на борту

Среди пассажиров первого рейса были артисты государственного ансамбля «Балет на льду», они улетали с гастролей. С ними Шеваров познакомился уже на борту лайнера, когда на свой запрос: «Я 75511, к взлету готов» – радист экипажа Ил-18 Аркадий Армидонов получил ответ с земли: «Взлет разрешаю». За 5 часов беспересадочного полета лайнеру предстояло покрыть расстояние 3150 километров.

Каждый пассажир еще на посадке получил буклет с памятной надписью и пожеланием приятного полета. Артистка Любовь Хитяева тут же предложила всем участникам исторического полета расписаться на них. Тем рейсом в Москву летел заместитель начальника краевого управления торговли Д.Н. Курносов – утверждать проект развития торговой сети Барнаула. На борту было весьма оживленно: артисты праздновали день рождения своей коллеги Марины Лебедевой. Директор ансамбля Колкер очень тепло отзывался о Барнауле и уровне организации гастролей, пообещав, что еще не раз танцоры на льду приедут на Алтай с гастролями.

Самый маленький пассажир, трехлетний Димка Лузин, не проронил за весь полет ни слезинки – ему тоже очень понравилось.

Быстро проплыли под крылом Ил-18 сибирская равнина и Уральские горы, и вот уже командир корабля докладывает в командно-диспетчерский пункт аэропорта прибытия: «Шереметьево, круг, я 75511, к посадке готов». И услышал фразу, которая спустя полвека стала такой привычной для летчиков, его последователей: «75511, я Шереметьево, посадку разрешаю».

К слову, к началу 60-х годов аэропорты местных воздушных линий уже были открыты в городах и райцентрах края, а с вводом в строй нового аэрокомплекса самолеты из Барнаула полетели не только в Москву. Началось сообщение с Минеральными Водами, Сочи, Симферополем, Киевом, Алма-Атой, Целиноградом, Иркутском, Хабаровском, Семипалатинском, Томском, Красноярском, Павлодаром. Ан-24 летали в Красноярск и Иркутск, Як-40 – в Новосибирск, Томск, Горно-Алтайск, Кош-Агач.

Фото предоставлено авиапредприятием «Алтай»

Кстати
И технические рейсы, и первый пассажирский, совершенные на Ил-18, снимал известный на Алтае фотокор, сотрудничавший со многими изданиями, – Борис Брязгин.  Это его камера ухватила ракурс, в котором наш «Илюшин» смотрится и величественнее, и роднее, чем западные боинги. Борис Петрович вспоминает, что, пока Геннадий Шеваров говорил с летчиками и пассажирами, он снимал на свой «Зенит-Е» кадр за кадром, понимая, что они войдут в историю. 
– Я до Барнаула в Кемерово жил, оттуда самолеты в Москву уже летали. И такая радость у нас была, что теперь и из столицы Алтайского края есть прямой рейс. Правда, сам я впервые летел им лишь в 1971 году, по делам Союза журналистов. 
110 тысяч авторских негативов Брязгин передал на хранение в архив, а раритетную камеру, которая, по его словам, «как соха по сравнению с современными плугами», – в ГМИЛИКА.

Фоторепортаж
Блоги