Укрощённая пестрота

Традиция лоскутного шитья живёт и развивается

00:00, 28 марта 2014г, Общество 1984


Укрощённая пестрота Фото №1

В галерее «Кармин» продолжает работу Третья открытая краевая выставка декоративного искусства «Лоскутные узоры Алтая». Этот красочный проект раз в два года проводит краевой Дом народного творчества, и на сей раз в нем приняли участие рукодельницы из одиннадцати районов и четырех городов края, а также Новосибирской и Омской областей и Санкт-Петербурга. Более 60 мастериц и восемь клубных объединений представили на суд зрителей свыше 200 удивительных произведений в различных техниках.

Здесь можно найти буквально все – от традиционных лоскутных одеял, покрывал, подушечек или тряпичных ковриков, которые слишком хороши, чтобы лежать на полу, до изысканных панно, дамских сумок и детских игрушек. Организаторы говорят, что с каждой такой выставкой растет не только количество участников, но и их индивидуальное мастерство.

– Это очень заметно: мастерицы действительно становятся смелее и раскованнее в своих работах, изощреннее в выразительных средствах, ведь, участвуя в подобных проектах, они многому учатся у других, – объясняет Наталья Белякова, ведущий методист по изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дома народного творчества. – Дело в том, что к нам уже традиционно присылают работы рукодельницы из Санкт-Петербурга, Новосибирской и Омской областей. А в этих регионах лоскутное шитье не просто развито – они сильны еще и своим клубным движением. Благодаря такому составу участников из других регионов наши авторы узнают о новых веяниях и перенимают технические новшества. И, конечно, такие экспозиции побуждают новых людей попробовать свои силы.

Сама экспозиция тоже настоящий мастер-класс: многие зрительницы не просто любуются лоскутным великолепием, но и внимательно рассматривают детали, которые профану ни о чем не скажут, фотографируют и срисовывают что-то в блокноты.

В создании экспозиции специалистам Дома народного творчества помогала искусствовед галереи «Кармин», член Союза художников России Любовь Шамина. Именно благодаря ее участию эту бесконечно разнообразную «термоядерную пестроту», по выражению Натальи Беляковой, удалось расположить в нескольких залах галереи, подчинив строгой логике. Ведь по условиям проекта каждый автор, приславший свои творения, обязательно должен быть представлен в экспозиции хотя бы одним-двумя.

– Когда к нам привезли ворох этих вещей, я серьезно задумалась над концепцией, – рассказывает Любовь Николаевна. – В итоге вводный зал у нас посвящен Алтаю, его природе и этнографии.

Здесь действительно представлено несколько крупных панно, созданных студенческим кружком «Этнокультура туристического Алтая» академии образования им. В.М. Шукшина (Бийск). Названия говорят сами за себя: «Скифская эпоха Алтая», «Хан-Алтай». Но наши красоты, как выяснилось, вдохновляют не только бийчан: новосибирский клуб лоскутного шитья «Золотая долина» представил большое панно «Гора Белуха. Алтай».

А завершив экспозицию в первом зале, искусствовед решила дальше наглядно продемонстрировать, чем примечателен почерк рукодельниц из других регионов. Например, работы санкт-петербургского клуба «Отрада» отличаются не только тем, что созданы исключительно вручную, но и изяществом орнамента. Галина Киримова из Бердска представила на суд зрителей панно «Рождество», мастерски выстроенное на контрасте матовых и блестящих фактур и собранное по калейдоскопическому принципу, а ее земляки из клуба «Уютный дом» – приковывающее взгляды панно с объемными корзинами ягод и мешками кедровых шишек. Наконец, новосибирская мастерица Татьяна Куликова выставила женские костюмы старообрядцев, воссозданные по материалам экспедиций. Названия ее работ несколько отдают музейным занудством («Будничная одежда русских Западной и Восточной Сибири», «Будничный девичий костюм старообрядцев-кержаков южного Алтая») и, прямо скажем, не способны передать их завораживающую красоту.

Впрочем, невозможно отказать в фантазии и хорошем вкусе и алтайским авторам: барнаульской мастерице Анастасии Чуйкиной принадлежит трехчастное панно «Море», декорированное канатиками, сетями и ракушками. Галина Гниденко из Михайловского района создала забавное и трогательное панно «Павлин». Лиза Борисова из Барнаула сшила настоящую картину «Прогулка по городу» (ее главная героиня – дама с таксой гуляет на фоне клумб из цветастого ситчика, клетчатых домиков и белых церквей). А коврик «Пришла пора цветения» Анны Чагиной из Тальменского района кажется нам слишком прекрасным, чтобы использовать его по назначению. Поражают разнообразие и изощренность авторских сумок: пышные названия «Восточная ночь, или Сказки Шахерезады», «Лето в Провансе» и «Весна в сердце», надо признать, вполне им соответствуют.

– Возраст участников выставки – от 10 до 86 лет! – радуется Любовь Шамина. – Это значит, традиция лоскутного шитья действительно жива и развивается. Хочу обратить ваше внимание на работы самых старших участниц выставки – Тамары Рогожниковой и Натальи Ульяновой, собранные в дальнем зале: первой принадлежат яркие авторские куклы, которые нравятся абсолютно всем зрителям, а второй – центральная работа в этой части экспозиции, своего рода точка отсчета – коврик «Гармония».

Фоторепортаж
Блоги