Что берём по госзакупкам?

00:00, 09 июля 2014г, Экономика 2962


Что берём по госзакупкам? Фото №1

 Одни специалисты считают, что рыночные отношения в России с каждым годом становятся цивилизованнее, другие не видят в этом заметных подвижек и приводят свои аргументы.

Несъедобные булки

Кстати, у большинства нашего населения тоже не складывается впечатление о цивилизованности рыночных процессов в стране. Они склонны думать, что стадию «дикого рынка» мы ещё до конца не прошли, хотя торговые центры, растущие как грибы, и многочисленные базары завалены продуктами и товарами. Отдельный разговор о сфере государственных закупок, которая касается многих из нас. Ведь нам не всё равно, какими продуктами кормят детей в школах и детских садах, каким оборудованием и медикаментами лечат пациентов в больницах, насколько технически полно оснащаются машины скорой помощи и так далее. Мебель, сложные лабораторные приборы, книги и прочее оборудование для школ и вузов появляются там тоже благодаря государственным закупкам. Качество некоторых из них зачастую вызывает обеспокоенность, особенно если узнаёшь, что на стадии выполнения госзаказов контроль почти отсутствует.

– Отсутствие контроля при приемке товаров и услуг по государственным контрактам раньше приводило к получению и использованию муниципальными учреждениями некачественной или не соответствующей заявке продукции, – считает Юлия Пономарева, директор департамента экономического развития Алтайской торгово-промышленной палаты. – Примеров тому множество. Одна организация выиграла тендер на поставку хлебобулочных изделий в больницы края. Проверка их качества в контракте прописана не была. В результате в медицинские учреждения стали завозить настолько некачественный хлеб, что его невозможно было употреблять в пищу. На обоснованные претензии сотрудников больниц поставщики никак не реагировали. Лишь после проведения экспертизы качества получаемой продукции, составления соответствующего акта и на его основании решения суда удалось расторгнуть этот контракт.

Но заказчики успели понести материальные издержки. Ведь им приходилось до этого момента за свой счёт закупать хлебобулочные изделия у других производителей, тратиться на проведение экспертизы и суда. Такой ситуации могло не произойти, если бы они изначально прописали в заключаемом контракте пункт о том, что приемка продукции по количеству и качеству осуществляется в присутствии эксперта независимой экспертной организации.

Заказы стали прозрачнее

В последнее время различным аспектам исполнения госзаказов уделяется большое внимание на правительственном уровне. С 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в который внесен блок поправок, касающийся вопросов участия независимых экспертов и экспертных организаций в федеральной контрактной системе. В соответствии с ними заказчик привлекает их к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, в заключении могут содержаться предложения об их устранении, в том числе с указанием срока. Если же эксперт подтвердит более серьёзные нарушения условий государственного контракта, заказчиком может быть принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.

Что дает заказчикам вступление в силу нового закона? Юлия Пономарева поясняет:

– Многие организации Алтайского края, осуществляющие муниципальные закупки, и ранее пользовались помощью независимых экспертов при приемке товаров и услуг, ограждая себя тем самым от недобросовестных поставщиков. Но не всегда удавалось легко и просто решить вопрос о необходимости участия в этом экспертов, так как это требование не являлось обязательным. Зачастую вопрос о расторжении государственного контракта даже при наличии акта, подтверждающего недостатки продукции, удавалось решить только через суд. На сегодняшний день этот вопрос отпадает сам собой.

Контрактный управляющий Алтайского училища олимпийского резерва Евгений Спиридонов привёл недавний пример: «В марте мы получили для техникума некачественное сливочное масло. После проведения экспертизы и установления его несоответствия условиям контракта благодаря закону № 44 нам удалось решить вопрос о расторжении контракта в одностороннем порядке без обращения в суд».

В мае в закон было внесено несколько поправок, которые обеспечили ещё более надёжную защиту от нерадивых поставщиков.

Вопреки распространенному в деловых кругах и среди населения мнению о коррумпированности госслужащих оказалось, что на Алтае имеется значительное число учреждений, решительно настроенных на получение качественных товаров и услуг. Они обеспечили объективный контроль исполнения контрактов. Многие уверены, что независимая экспертиза исполнения госзаказа сделает их прозрачнее и откроет доступ в сферу госзакупок предприятиям, дорожащим своей репутацией.

Фоторепортаж