Игорь Беспалов: «МЫ РАБОТАЕМ КОМАНДОЙ»

00:00, 05 октября 2010г, Общество 3810


Игорь Беспалов: «МЫ РАБОТАЕМ КОМАНДОЙ» Фото №1

В стране и крае наблюдается некоторое снижение преступности, стало меньше тяжких, особо тяжких преступлений. Однако нам еще очень далеко до «эры милосердия», о которой мечтал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». И сегодня сотрудники уголовного розыска раскрывают убийства бессмысленные и жестокие, а иногда до мелочей продуманные. Но во многом благодаря работе оперативников наказание для убийц становится неотвратимым. Об этом и многом другом мы беседуем с начальником оперативно-разыскной части (ОРЧ) № 1 ГУВД края Игорем БЕСПАЛОВЫМ.

- Игорь Александрович, подразделению, которое вы возглавляете, скоро исполнится 10 лет, кто из сотрудников в нем с самого начала?

- В 2001 году был создан межрайонный отдел, который занимался раскрытием преступлений против личности на территории Барнаула. С августа 2003 года он был преобразован в ОРЧ
№ 1, стал работать по всему краю. Потом нам добавили 2 направления - изнасилование и причинение телесных повреждений, повлекшее смерть. С самого начала в подразделении работали Михаил Скобов, сейчас он - начальник отдела, Виталий Греков и Сергей Маркелов - мои заместители, Андрей Николин - начальник отдела, Александр Завьялов и Наталья Селепа - опер-уполномоченные. Всего в ОРЧ около 40 человек. Остаются не все, кто приходит работать…

- Не справляются?

- Случается. Что такое работа оперативника? Это много труда, талант и определенная доля везения. И, конечно, уверенность в своих силах. Когда сотрудник едет в командировку куда-то, где совершено убийство, он переживает, что не сможет быстро раскрыть преступление, особенно если и улик особых на первый взгляд нет. Но я всегда повторяю своим подчиненным, что в любом случае мы умнее преступников.

К тому же работаем командой. Допустим, вернулся оперативник из командировки, не сумел раскрыть преступление: он пишет аналитическую записку, затем собирается группа, обсуждает возможные версии. И часто такой «мозговой штурм» дает результаты. Появляется идея, которая подкрепляется уликами, свидетельскими наблюдениями, и картина преступления становится ясна до мелочей.

Для этого, конечно, нужно уметь мыслить неординарно, что присуще опытным оперативникам. У нас многие сотрудники обладают этим качеством, хотя достичь его непросто. Например, Виталия Грекова я бы назвал настоящим профессионалом. И этого он добился своим трудом, с личным временем никогда не считался. У него свой, особый почерк, Виталий раскрыл много сложных преступлений.

А есть такие ребята, которые приходят устраиваться на работу с горящими глазами, убеждают, что именно здесь их место. А спустя какое-то время энтузиазм пропадает, и заявляет молодой человек, что ему тут очень сложно, и вообще его мама сказала, что надо идти в БЭП.

Еще, конечно, на мой взгляд, важно образование. В связи с реформой, которая предполагает повышение жизненного уровня сотрудников, я надеюсь, что больше выпускников университета пойдет к нам работать. Ведь не всегда убийцы – это кровожадные и умственно ограниченные люди, есть и с довольно высоким интеллектом.

- А насколько важен в работе оперативника азарт?

- Конечно, азарт должен быть, как и в любой работе, но для меня, когда случается очередное убийство, главное - не это, я испытываю злость на тех, кто оставляет детей без отцов или матерей. Например, Красуцкий и Коклягин, которые осуждены на длительные сроки и «прославились» громкими убийствами, оставили без отцов девятерых детей!

А убийство милиционеров в доме на улице Юрина в Барнауле?

Такого дерзкого и бессмысленного преступления, на мой взгляд, в крае еще не было. Без отцов остались трое детей.

Мы не сразу раскрыли это убийство, на начальном этапе были допущены некоторые просчеты. Кстати, когда братьев Панченко, которые обвиняются в этом преступлении, брали, они вели себя довольно жалко. Сидели запершись в квартире. Когда сотрудники СОБРа предложили им добровольно выйти, ответа не последовало, пришлось пилить дверь болгаркой. Когда вошли, одного из братьев доставали из петли, делали ему искусственное дыхание, у второго была истерика…

Окончательную оценку тому, что совершили Панченко, конечно, даст суд. Дело пока расследуется.

- В последнее время много внимания уделяется преступлениям прошлых лет…

- Раскрытие преступлений прошлых лет - довольно сложный процесс, так как очевидцы могут что-то забыть, необходимо психологически так их настроить, чтобы они попытались вспомнить все. Я считаю, что работа по преступлениям прошлых лет поможет операм отточить мастерство.

Могу привести примеры таких успешно раскрытых дел. Наиболее яркое – убийство супругов Гарпинич, жителей Бийска, предпринимателей, в 1995 году. Они были застрелены в собственной квартире, пропала довольно крупная по тем временам сумма денег. В этом году подозреваемый в двойном убийстве был задержан, написал явку с повинной. Раскрыто два убийства таксистов в Рубцовске, совершенных 6 и 9 января 2000 года. Задержано четверо подозреваемых. Этот список можно продолжить.

Беседовала Тамара ЛОГИНОВА.

Кстати
В крае с начала года зарегистрировано: 188 убийств, предъявлено 170 обвинений; умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего - 131, обвиняются 118 человек; изнасилований - 70, предъявлено 68 обвинений.

Справка «АП».

Игорь Александрович Беспалов родился в 1956 г. в Новосибирской области. Два года служил в армии, в январе 1977 года поступил милиционером в оперативный мотомеханизированный дивизион УВД Алтайского край-исполкома.

Окончил юридический факультет АГУ. С 1992 года – в уголовном розыске: старший оперуполномоченный по особо важным делам, заместитель начальника подотдела, начальник оперативно-сыскного отдела, заместитель начальника управления уголовного розыска, начальник межрайонного отдела милиции. Начальником ОРЧ № 1 – с августа 2003 года.

Награжден медалями «200 лет МВД России», «За безупречную службу» 2 и 3 степени. За значительный вклад в дело укрепления правопорядка и борьбы с преступностью удостоен почетной грамоты МВД России. Имеет наградное оружие.

Фоторепортаж