Игра под напряжением

В Барнауле пытаются разобраться в трагической смерти 15-летнего подростка

00:00, 19 марта 2011г, Общество 2943


Игра под напряжением Фото №1

Восьмиклассник Антон Егоров погиб на подстанции “Юго-Западная” на улице Энтузиастов. Трагедия произошла на глазах у друзей школьника. Мальчишки прыгали с гаражей, которые примыкают вплотную к энергообъекту. Антон коснулся линейного разъединителя, и его ударило током. Теперь учителя школы, где учился подросток, пытаются оградить других детей от “спорта”, которым в этот день занимались ребята.

Паркур

С пятого класса Антон был влюблен в волейбол: тренировался несколько раз в неделю, участвовал в соревнованиях. Но пару месяцев назад все забросил. Школьник увлекся паркуром. Правда, “спортом” это назвать сложно. В паркуре нужно забраться как можно выше и, сделав сальто в воздухе, удачно приземлиться. В последнее время такой экстрим набирает все больше популярности у подростков. В свою очередь травматологи бьют тревогу: паркур калечит детей.

“Мы были против его нового увлечения, - рассказывает бабушка мальчика Евгения Егорова. - Антон отмахивался… Когда видела его последний раз, в сердцах сказала: “Ты же опять придешь весь в снегу, хватит уже этим заниматься”. Он ответил: “Прыгать не буду”. И ушел”.

В этот день Антон и еще четверо его друзей хотели взять новую высоту. Ребята пошли к гаражам возле подстанции “Юго-Западная”. Сначала просто прыгали с них в сугробы. Что произошло дальше, почему вроде бы взрослые мальчики решили подняться на линейный разъединитель – никто не знает. Никита Гладилов был вместе с Антоном. В своих показаниях следователям он говорит так: “Я предупредил, что это не очень хорошая затея: ударит током, - вспоминает он. – Но меня не послушались, ребята захотели подняться выше ”.

Выше оказался только линейный разъединитель. Взобраться на него пытались несколько ребят, Антон оказался самым рослым: мальчуган с легкостью дотянулся до “цели”. На разъединитель он успел встать одной ногой, и… взрыв. Охваченный огнем школьник рухнул на снег. Испуганные друзья бросились врассыпную. Но, отбежав пару метров, поняли, что парня надо спасать. “Когда ребята кинулись к Антону, я остановил их, - рассказывает еще один свидетель произошедшего Александр Савенко. – Нам говорили, что в таких случаях ток может передаться другому человеку”… Мальчишкам оставалось только вызвать “скорую” и ждать. Выходит, все-таки знали, что крутиться возле энергообъектов смертельно опасно? А судя по показаниям Александра, в момент гибели друга вспомнили все, о чем им говорили на уроках ОБЖ?

Шансов выжить у Антона почти не было. Он получил ожог четвертой степени. Несколько дней врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли…

Антон был единственным ребенком в семье. Воспитывали его мама и бабушка. Егоровы живут очень скромно. В небольшой двухкомнатной квартирке из мебели только самое необходимое: старенькая стенка, стулья, столы. У семьи нет денег, чтобы поставить на могиле мальчика памятник и оградку…

В свою очередь в филиале “МРСК Сибири” - “Алтайэнерго” разводят руками. На наш запрос ответили: “Территория подстанции “Юго-Западная” ограждена в соответствии с “Правилами устройства электроустановок”. Согласно им высота ограждений должна составлять не менее 1,8 метра. С южной и западной сторон к подстанции примыкают кооперативные гаражи, их высота - более трех метров. Сотрудники филиала “МРСК Сибири” – “Алтайэнерго” ежегодно ведут профилактическую работу по предупреждению детского электротравматизма в школах и летних лагерях. На встречах говорится о недопустимости проникновения детей на территорию энергообъектов и опасности поражения током. Несчастный случай стал следствием предположительно подросткового безрассудства”.

Глухой телефон

Антон учился в средней школе № 81. Здесь учителя давно ведут борьбу со странным видом спорта, которым увлекается чуть ли не добрая половина мальчишек. Педагоги хватаются за голову: их ученики регулярно ломают ноги и руки.“Мы уже не знаем, что делать, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Ильина. – На уроках ОБЖ, классных часах постоянно твердим, что паркуром заниматься нельзя! Но, к сожалению, наши разговоры больше напоминают глухой телефон”.

“Я очень обеспокоен этой ситуацией, - продолжает директор школы депутат Барнаульской городской думы Валерий Гладышев. – Часто вижу, как ребята прыгают с гаражей. Последнее время начал приглашать учеников целыми классами в свой кабинет для бесед. А учителя стали разговаривать с родителями о травматизме в паркуре. Думаю, единственный путь решения проблемы – совместная работа педагогов и родителей над досугом школьников”.

После трагической гибели Антона Егорова выяснилась одна любопытная деталь. Оказывается, гаражи возле подстанции “Юго-Западная” облюбовали сразу несколько компаний школьников. “Игры с током” проходили всю зиму и продолжаются до сих пор. Пенсионерка Валентина Тишкова живет в доме рядом с подстанцией и часто наблюдает, как школьники прыгают с гаражей. “Они приходят сюда толпами, - рассказывает женщина. – Что тут делают… просто жуть. Летают с гаражей вниз головой – аж сердце замирает. Почти каждый как-нибудь да расшибается: то одного под ручку уводят домой, то другого. А как-то раз видела, как один мальчишка оступился и чуть было не упал на территорию подстанции. Ему повезло: стоявший рядом парень сумел вовремя подхватить своего друга ”.

После разговора с пенсионеркой мы сами убедились в правильности ее слов. Подходим к “Юго-Западной”, где с этих самых гаражей в одиночестве сигает мальчуган лет десяти. Забирается на них, затем разгоняется, делает сальто в воздухе и со всего маху бьется об уже затвердевший снег в сугробе. Немного отойдя от удара, потирает лоб. “Ты знаешь, что несколько дней назад здесь погиб восьмиклассник, он так же, как и ты, прыгал с гаражей?” - спрашиваем у юного спортсмена. “Ну знаю, и что? Я-то осторожно”, - отвечает мальчуган. А в это время корчится от боли и продолжает тереть свой … так и хочется сказать, бестолковый лоб, на котором уже начинает предательски проявляться синяк…

Р.S. Конечно, Антон Егоров и его друзья знали, что паркур – травмоопасен. Знали, что крутиться возле подстанции небезопасно. Наверняка то же самое говорили им и родители. Но… это дети. Тем более подростки, которым хочется показать себя перед друзьями, понравившейся девчонкой. И обвинять их в безрассудстве, наверное, нельзя.

У одного моего знакомого ребенок также занимается паркуром. За минувшую зиму он дважды ломал руку. Правда, заставить мальчишку признаться, что в этом виновато его увлечение, невозможно даже под угрозой запрета подходить к компьютеру. На вопрос: “Как сломал?” - мальчишка, не моргнув, отвечает: “Шел по улице, поскользнулся, упал, гипс”. Потому что все его друзья занимаются паркуром. Если он бросит, будет сидеть дома в одиночестве. Да и как скажешь друзьям? Мама запрещает? Тогда его еще и засмеют…

…Получается, что отучить подростков могут только такие трагедии? После несчастного случая учителя беседовали с друзьями Антона, которые видели его гибель. Все они тогда в один голос заявили: “C паркуром покончено. Больше прыгать не будем”. Обманывают? Вряд ли…

Фоторепортаж