Славгород: новый виток развития

00:00, 01 августа 2011г, Общество 1212


Славгород: новый виток развития Фото №1

На прошедшей сессии краевого Законодательного Собрания депутаты рассмотрели вопрос объединения города Славгорода и Славгородского района в единое муниципальное образование. О том, для чего это сделано и что ждет жителей двух территорий после принятия такого решения, нам рассказал депутат АКЗС, избранный по округу №18, Игорь Хроменков.

- Игорь Александрович, насколько актуален вопрос объединения двух территорий?

- Роль успешных муниципальных образований, способных выступить локомотивами развития территорий, с каждым годом растет, поэтому их укрупнение – отражение объективных экономических и демографических тенденций.

На мой взгляд, очевидным является факт: чем меньше численность населения, тем скромнее и налогооблагаемая база поселения, а следовательно, ниже его финансовая дееспособность. Малочисленные сельсоветы отстают во многих аспектах: слабы с точки зрения экономики, бюджеты их малы и средства тратятся в основном на содержание местных администраций. Еще один серьезный недостаток – слабый кадровый потенциал.

Практика показала, что органы МСУ в маленьких поселениях не всегда способны решать вопросы местного значения. Как правило, там нет своих производств, ресурсной базы, зато в штате каждой поселенческой администрации по 5-6 человек да плюс депутаты представительного органа. Не- удивительно, что в некоторых поселениях удельный вес расходов на содержание управленческого аппарата достигает 70–80% местного бюджета.

- А с точки зрения народного представительства в сельских советах? Их ведь в случае объединения тоже будет меньше.

- Проблема муниципального нормотворчества не менее актуальна, чем экономические и социальные вопросы. Сельским поселениям приходится принимать муниципальные правовые акты. Ввиду недостаточной обеспеченности квалифицированными юристами многие из таких правовых актов опротестовываются органами прокуратуры в связи с несоответствием законодательству. Поэтому вопрос укрупнения сельских поселений сегодня рассматривается многими главами как один из вариантов решения проблем, в том числе и в нормотворчестве.

- Но почему-то не все воспринимают укрупнение территорий однозначно…

- Конечно, объединение поселений – далеко не простой вопрос. Тем не менее нужно помнить, что доходная часть муниципального бюджета формируется из налога на доходы физических лиц и земельного налога, а также налога на имущество физических лиц. Следовательно, наличие на территории поселений сильных и прибыльных сельхозтоваропроизводителей является определяющим фактором наполнения мест­ных бюджетов. В реальности же системообразующих предприятий на селе немного, так как бывшие совхозы стали банкротами и распались, а крестьянско-фермерские хозяйства, как правило, имеют незначительные для поселений размеры.

Проблемы наших сельсоветов одинаковы как братья-близнецы: мизерный местный бюджет, изношенная система водоснабжения, еле дышащая коммунальная служба, а также требующие капитального ремонта социальные объекты. Все эти проблемы можно решать только войдя в состав крупного муниципального городского образования, в котором есть соответствующие службы, специалисты, бюджет.

- Какие преимущества получат славгородцы от того, что все муниципалитеты станут частью одного города?

- Основная цель – добиться эффективности муниципального управления, оптимизации местных бюджетов, укрупнения кадрового потенциала и привлечения квалифицированных кадров.

Взвешенный подход к укрупнению поселений даст возможность осуществить относительное выравнивание территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности. Одним из основных критериев при рассмотрении возможности объединения считается повышение доли собственных доходов в общем объеме доходов вновь образуемого поселения. В случае со Славгородом это очевидно. Более того, сейчас городу приходится фактически обслуживать население района, не получая на это средства из краевого бюджета, которые уходят в район и растворяются там. После объединения эти средства будут расходоваться более эффективно и адресно.

Сокращение количества сельских поселений положительным образом скажется на управляемости и мобильности местной власти, позволит в дальнейшем сэкономить организационные и финансовые ресурсы, в том числе и на проведение выборов. Высвобожденные средства можно будет направить на решение проблем муниципального образования, его дальнейшее развитие.

Что касается села Славгородское, то оно уже де-факто является частью города. Транспортная система при объединении станет единой, перевозчикам не надо будет согласовывать свои маршруты сразу в нескольких администрациях, будет проложена сквозная магистраль, которая разгрузит транспортный поток, проходящий через Славгородское.

Система здравоохранения для города и района уже сейчас является общей, как и практически все учреждения Пенсионного фонда и социальных служб. Будет создано одно мощное предприятие системы ЖКХ, которое заменит мелкие районные МУПы. При объединении появится возможность подключить к городским котельным теплоснабжение села Славгородское, котельные которого находятся в аварийном состоянии.

- Что уже сделано для объединения территорий?

- Администрация края разработала пилотный проект, в рамках которого происходит объединение этих двух муниципальных образований. На прошлой сессии, перед парламентскими каникулами, мы приняли закон об объединении Славгорода и Славгородского сельского совета. В июне прошли публичные слушания по объединению остальных семи сельсоветов Славгородского района и города Славгорода. А теперь вот мы рассмотрели этот вопрос на августовской сессии АКЗС.

- Есть ли какие-то обязательные условия, которые должны быть соблюдены при укрупнении муниципальных образований?

- Неотъемлемое и самое главное требование – это учет интересов населения. Инициатива о слиянии двух и более поселений должна выдвигаться самим населением, органами местного самоуправления. Существующая практика показывает, что изменение изначально не всегда поддерживается. Но нужно понимать, что в самых маленьких поселениях трудно или даже невозможно решить вопросы местного значения: дороги, освещение улиц, благоустройство и т. д. Денег для этого нет, бюджеты мизерные, их с трудом хватает, чтобы содержать сами органы местного самоуправления. А уж на водопроводы и другие более-менее масштабные проекты средств, как говорится, кот наплакал.

Любая реформа всегда настораживает людей, которые опасаются, что с ликвидацией администрации они потеряют сами населенные пункты. Но в данном случае изменения принимаются положительно. Ведь жители сел Славгородского района давно уже чувствуют себя частью города. И сегодня нам просто нужно оформить этот факт юридически, чтобы Славгород получил новый виток развития, разрастался и застраивался. Думаю, что благодаря этому решению наш город получит второе дыхание и уже в ближайшие годы преобразится до неузнаваемости, сохранив при этом и все свои исторические черты.

 

Беседу вела Анна ЯКУШЕВА.

Фоторепортаж