Россию принимают в ВТО

Хорошо это или плохо для нашего края?

00:00, 18 ноября 2011г, Общество 1340


Россию принимают в ВТО Фото №1

В середине декабря в Женеве состоится очередная Министерская конференция стран - членов Всемирной торговой ассоциации. Одним из пунктов ее повестки дня будет одобрение кандидатуры России в качестве 154 члена ВТО. В том, что это произойдет, уже ни у кого нет сомнений – 10-11 ноября Рабочая группа по присоединению к ВТО утвердила соответствующие документы. Зачем же наша страна 17 лет добивалась членства в этой организации, и что в итоге удалось получить?

Как считают многие эксперты, Россия выторговала себе уступок больше, чем, скажем, Украина или Китай, которым пришлось согласиться с рядом существенных оговорок при присоединении. По информации, размещенной на сайте ВТО, для промышленных товаров средневзвешенная ставка импортного тарифа уменьшается всего с 9,5 до 7,3%. Снижение импортных тарифов будет растянуто для наиболее чувствительных товаров (легковые автомобили, гражданская авиатехника) на период до 7 лет. На легковые автомобили в течение 7 лет пошлины сократятся с 25% в момент присоединения до 15%. Причем снижение произойдет в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских потребителей, а с другой — позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в РФ.

В течение переходного периода упадут ставки пошлин на иностранные лекарства (с 15,5 до 6,5-5%), что отвечает интересам граждан. Опережающими темпами будут уменьшаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3%). Объявленному курсу на модернизацию экономики РФ вполне отвечает согласованное снижение пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. Так, в течение 3 лет после присоединения отменяются пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику понизятся с 15 до 7-9%. Это благотворно скажется на уровне потребительских цен.

Россия не взяла на себя никаких обязательств по повышению энерготарифов в рамках переговоров по присоединению. Остается полностью защищенным финансовый сектор: допуск для филиалов иностранных банков будет закрыт, что касается филиалов иностранных страховых компаний, то он откроется лишь через 9 лет после присоединения и с рядом оговорок. Такие условия полностью соответствуют интересам российских банков и страховых компаний, имевших серьезные основания опасаться прямой конкуренции со стороны более сильных иностранных партнеров. В то же время эти условия не соответствуют интересам реального сектора российской экономики, нуждающегося в современных банковских и страховых услугах мирового уровня. Поэтому для Правительства РФ выбор с самого начала переговоров был непростым – в итоге было принято решение защитить финансовый сектор.

Для товаров сельского хозяйства средняя ставка импортных пошлин снижается с 13,2 до 10,8%. Господдержа сельского хозяйства не только не уменьшится, как полагали некоторые, но может быть увеличена в 2012 году до 9 млрд. долларов в год, а затем к 2017 году вернется к нынешнему уровню в 4,4 млрд. С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение импортных квот при ввозе говядины, свинины и мяса птицы. При этом условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, а птицы и свинины – ужесточатся. Зато ввозные пошлины на свинину, которые сейчас составляют 15%, обнулятся.

Участники российского мясного рынка считают такую уступку странной. На ней даже не настаивала европейская индустрия, они были согласны на 7-8%. Конечно, это дает моментальное преимущество импортной свинине.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности, одобренной президентом Дмитрием Медведевым в феврале 2010 года, доля отечественных производителей на рынке молочной продукции должна составлять до 90 %, на рынке мяса – 85%. Сегодня эти отрасли наиболее импортозависимы. По отдельным позициям «молочки» доля импорта достигает 50%, на рынке свинины и говядины импорт составляет соответственно 25% и 30%.

«Конкурентные условия будут жестче, и к этому надо готовится, – считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. – Наши компании не привыкли конкурировать за счет увеличения собственной эффективности, этому еще предстоит научиться». Сильные компании будут выживать, расширять свое присутствие на отечественном рынке и выйдут в итоге за рубеж. Слабые ограничатся местными потребителями и постепенно исчезнут».

Между тем министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник полна оптимизма. Она надеется с помощью отечественных сельхозпроизводителей не только полностью выйти на параметры, обозначенные в Доктрине продовольственной безопасности, но и довести к 2020 году экспорт российского мяса птицы до 170 тыс. тонн, свинины - до 200 тыс. тонн. Экспорт зерна к этому периоду может достичь 40 млн. тонн.

Общий эффект от присоединения к ВТО обычно сказывается не сразу, а в среднесрочной и более длительной перспективе. Что касается сиюминутных последствий, то, став членом ВТО, Россия сможет инициировать процесс пересмотра ряда несправедливых, с ее точки зрения, ограничительных мер, действующих в отношении ее производителей и экспортеров, в частности, антидемпинговых. Здесь, согласно подсчетам, общая цена вопроса составляет более 2 млрд. долларов прямых потерь в год. Вполне вероятно, что их можно будет заметно снизить.

Таким образом, долгие годы переговоров не прошли даром. Однако, считают экономисты, полученные в целом благоприятные условия членства в ВТО не являются автоматической гарантией успеха в будущем. Требуется продолжение курса на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

 

Комментарии алтайских экспертов

Иван Яшкин, председатель правления «Мясного союза Алтая»:

- Теоретически нам будет легче со своими товарами пробиться за границу. А практически дорога открывается для импорта, поскольку средняя ставка ввозных пошлин на сельхозпродукцию снижается. С ней могут опуститься цены и вырасти уровень конкуренции. Если не изменить что-то в нашей ценовой политике, то отечественным производителям станет сложнее противостоять завозной продукции. Это мы уже проходили в девяностых годах, когда импортная продукция заполонила весь рынок России.

В то же время наши крестьяне без дополнительной поддержки не смогут существенно снизить свои цены, так как лишатся и без того невысокой прибыли. Не такая уж в сельском хозяйстве высокая рентабельность.

Если крестьянам станет невыгодно работать, то они будут сокращать производство, и переработчики останутся без сырья. Конечно, можно переориентироваться на импортное мясо, но тогда мы окончательно похороним сельское хозяйство России. К тому же качество завозного мяса хуже, а алтайские потребители привыкли к экологически чистой продукции.

Виталий Копытов, гендиректор ООО «Алтайские мельницы»:

- Вступление России в ВТО имеет свои плюсы и минусы. Сильные секторы экономики выиграют от вступления, менее конкурентоспособные пострадают. С другой стороны, усиление конкуренции даст стимул к модернизации, инновациям, применению передовых технологий. Важно то, какие условия внутри страны будут созданы для инвестиционной и технологической поддержки отстающих отраслей экономики.

Вступление в ВТО не может не затронуть интересы Алтайского края.

Теоретически сельхозпроизводители и зернопереработчики получат больше возможностей для поставок своей продукции на экспорт. Однако для того, чтобы продавать свои товары за рубежом, производитель должен соответствовать высоким международным требованиям к качеству не только самой продукции, но и менеджмента на предприятии. Кроме того, необходимо учитывать национальные стандарты зарубежных стран к качеству и безопасности продуктов питания.

В прошлом году компания «Алтайские мельницы» завершила сертификацию по индонезийскому стандарту SNI, который предъявляет к производителю более высокие требования, чем, например, стандарт ISO. Нам пришлось приложить немало сил, чтобы получить одобрение индонезийского органа по сертификации, но это дало возможность первыми в России поставлять муку в Индонезию. А в перспективе мы сможем продавать алтайскую муку по всему Юго-Восточному региону.

Тем не менее соответствия международным и зарубежным национальным стандартам недостаточно для успешного продвижения продукции на мировой рынок. Необходима поддержка государства в виде государственных субсидий на экспорт муки и других продуктов зернопереработки. Это особенно актуально для российских регионов, удаленных от основных транспортных магистралей, экспортных портов и в целом платежеспособных зарубежных рынков сбыта.

Владимир Нечепуренко, гендиректор ОАО «Кучуксульфат»:

- Если продукция, которую выпускает предприятие, конкурентоспособна на мировом рынке, то ничего страшного во вступлении в ВТО я не вижу.

В советское время наше предприятие максимально продавало 258 тыс. тонн сульфатов, а сейчас – 700 тыс. тонн. Из них 40 % уходит за границу: в Аргентину, Бразилию, Доминиканскую Республику и т.д.

Это значит, что цена и качество наших сульфатов находятся на уровне мировых стандартов. А вот алтайские сульфиты на внешнем рынке не пошли, не смогли мы побороть китайцев.

Вступление в ВТО предусматривает снижение экспортных пошлин, что увеличит прибыльность нашего производства. Но, как говорится, война план покажет. Кроме того, нахождение в этой организации дает возможность эффективнее бороться с демпингом.

Подготовил Евгений ШУМИЛОВ.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж