Воины полного банта

9 декабря в России в четвертый раз отмечается День Героев Отечества

00:00, 09 декабря 2011г, Общество 5383


Воины полного банта Фото №1

В дореволюционной России эта дата являлась Днём георгиевских кавалеров.

История этого нового и одновременно старого праздника началась почти два с половиной века назад. 7 декабря 1769 года императрица Екатерина II учредила орден Святого великомученика и победоносца Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Являясь высшей военной наградой Российской империи, он имел четыре степени отличия. А в июне 1807 года был учрежден Знак отличия военного ордена - так первоначально назывался знаменитый солдатский «Егорий». Славная воинская награда, которой отмечались солдаты и унтер-офицеры только за конкретный подвиг, предназначалась «для поощрения храбрости и мужества». Первым её кавалером стал унтер-офицер Егор Митрохин, получивший Георгия за подвиг в сражении с французами под Фридландом.

Вскоре в русской армии появились новые награды, ассоциирующиеся с «Егорием», включая золотое оружие «За храбрость» - шпагу или кортик – для офицеров.

19 марта 1856 года знак отличия военного ордена Святого Георгия был подразделён на четыре степени, которые имели различный статут и оформление. На обратной стороне креста выбивался номер – отдельно для каждой степени. До 1913 года было выдано 235 086 знаков: I степени – 1825, II – 4320, III – 23 605, IV степени – 205 336. За подвиги в годы Первой мировой войны 1914-1917 годов вручено в общей сложности около одного миллиона 600 тысяч Георгиевских крестов.

Незадолго до начала Первой мировой войны награду официально начали называть Георгиевским крестом. Его кавалерам полагалось особое ежегодное денежное вознаграждение - от 36 до 120 рублей в зависимости от степени.

Декретом Совнаркома от 16 декабря 1917 года «Об уравнении всех военнослужащих в правах» ордена и другие знаки отличия, в том числе и Георгиевский крест, и Георгиевское оружие, были отменены. Однако в большинстве белых армий раздача боевых орденов и медалей старой России практиковалась довольно широко. В 1920-1930-е годы дореволюционные награды нередко изымались.

Среди героев – наши имена

Сколько жителей Алтая стали георгиевскими кавалерами – никому неведомо. Но их очень много, ведь наши земляки участвовали практически во всех сражениях последних двух столетий.

27 января 1904 года во время неравного боя с японской флотилией у Чемульпо погибли два российских корабля - «Варяг» и «Кореец». В числе выживших в этом сражении оказался и наш земляк Иван Рыжков – матрос канонерской лодки «Кореец». За участие в этом бою Иван Ларионович был награжден серебряным крестом, знаком отличия военного ордена Святого Георгия IV сте­пени за № 98 012. Славный моряк похоронен в родном селе Красный Яр Советского района.

В период Первой мировой войны полный бант украсил грудь Петра Орлова, родившегося в 1891 году в деревне Новоалейской Локтевской волости Змеиногорского уезда Томской губернии. Он начал служить в 4-й роте 36-го Сибирского стрелкового полка ещё до начала боевых действий и за четыре года войны стал прапорщиком. Иван Сердитов из села Сорокино, награжденный Георгиевскими крестами всех четырёх степеней, посмертно в 1917 году представлен и к офицерскому ордену Георгия.

По-видимому, одним из последних георгиевских кавалеров русской армии стал барнаульский офицер Федор Богорский (Багорский). В бою 18-20 июня 1917 года полк под его командованием взял штурмом сильно укрепленную позицию противника, занял пять линий окопов, захватил много пулеметов и 412 пленных. Орденом Святого Георгия IV степени его наградили 31 октября 1917 года, когда у власти уже были большевики.

Славная награда воинов

Гражданская война развела многих бывших однополчан-кавалеров по разные стороны. В братской могиле на Ленинском проспекте Барнаула лежит кавалер Георгиевского креста IV и III степеней партизанский полководец Ефим Мамонтов. Его именем названы улицы в Алейске, Анжеро-Судженске, Барнауле, Кемерове, Новокузнецке, а также в посёлке Голубевка Прокопьевска, несколько сёл в районах Алтайского края. Полками в его партизанской армии командовали полные георгиевские кавалеры Никита Кожин и Павел Тибекин. Кавалером трёх степеней солдатского креста (за Русско-японскую
войну) был и известный партизанский вожак Григорий Рогов.

В одном 29-м Сибирском стрелковом полку служили полные георгиевские кавалеры штабс-капитаны Пётр Щетинкин и Фёдор Скворцов. Первый из них стал известным красным партизанским командиром, а уроженец села Колыванского (теперь Павловского района) Фёдор Скворцов служил у белых – в 3-м Барнаульском стрелковом полку.

Немалому числу георгиевских кавалеров довелось принять участие и в Великой Отечественной войне. Когда Родине снова понадобился их воинский опыт в 1941 году, они ушли в бой.

Например, Герой Советского Союза Максим Козырь, командир сформированной в Алтайском крае 232-й стрелковой дивизии, имел полный бант - за Первую мировую. Он погиб 23 апреля 1945 года. Генерала Козыря похоронили на площади Красной Армии в чешском городе Брно, а в апреле 1946 года перезахоронили на Ольшанском мемориальном кладбище в Праге. В городке Райграде на месте его гибели 24 апреля 1977 года был установлен памятник. Генерал Козырь – прототип одного из героев романа Константина Симонова «Живые и мертвые». А в прошлом году в Чехии вышла книга председателя Чешско-моравского славянского конгресса профессора Зденека Опатршила о генерале Козыре.

Преемственная связь с символикой русской боевой славы возродилась в годы Великой Отечественной войны – 8 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Славы трех степеней – «для награждения лиц рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации – и лиц, имеющих звание младшего лейтенанта». Статут его напоминал положение о Георгиевском кресте.

По нашим сведениям, с Алтайским краем связана биография 77 кавалеров ордена Славы трёх степеней. А два славных алтайских воина – Василий Христенко и Дмитрий Чернеев заслужили по четыре такие награды. Сегодня в крае жив лишь один кавалер трёх орденов Славы – бывший минометчик почетный гражданин Бийска Николай Чернышов. А в Челябинске в канун 65-летия Победы проживал Фёдор Маслин – уроженец села Маральи Рожки Чарышского района – единственный в области кавалер трёх орденов Славы.

Орден Святого Георгия как высшая военная награда современной России восстановлен указом президента страны от 8 августа 2000 года. В его статуте подчеркнуто, что награждение возможно только при подвиге в боях с внешним противником. Первые награждения прошли в 2008 году после отражения агрессии в Южной Осетии. 15 августа 2008 года президент России наградил Георгиевским крестом IV степени жителя Бийска младшего сержанта Рустама Юнусова, в 2010-м – старшего разведчика Алексея Нечипоренко, уроженца Панкрушихинского района, также отличившегося на Северном Кавказе в 2008 году.

Исследователи, объединяйтесь!

Одним из первых стал собирать сведения о георгиевских кавалерах алтайский историк-краевед Василий Гришаев. Он опубликовал несколько статей, в том числе о жителе Бийска бывшем белом полковнике Михаиле Ефанове, награждённом Георгиевским оружием и орденом Святого Георгия.

Несколько десятков имен героев из небытия восстановил бийский музейщик Константин Ярославцев. К примеру, он реконструировал судьбу Ивана Габала (Иониса Габаласа). Литовец в молодости работал автослесарем на рижском заводе «Руссо-Балт», затем участвовал в Первой мировой войне, стал кавалером четырёх Георгиевских крестов, потом воевал на фронтах Гражданской. После ранения демобилизовался по инвалидности и в 1922 году осел в Бийске, где и проработал на автотранспортных предприятиях до 67 лет.

Краевед Николай Кузнецов собрал информацию о славном воине, получившем высший знак солдатской доблести – жителе села Точильного Смоленского района Сергее Зайцеве.

Известный коллекционер со станции Озёрки Тальменского района Григорий Скобелкин систематизировал данные о георгиевских кавалерах из сёл Луговское, Лушниково, Кашкарагаиха, Еловка и со станции Озёрки.

Несколько человек в крае серьёзно занимаются историей Барнаульского полка. В их числе и врач-хирург 4 градской больницы Игорь Шаляпин.

Серьёзно увлечены судьбами георгиевских кавалеров Алтая курсанты кадетской школы, их поисками руководит преподаватель истории, заведующий музеем Виктор Ремизов.

Эта тема интересует современных казаков. Атаман Алтайского отдельского казачьего общества Юрий Белозерцев даже пишет портреты георгиевских кавалеров.

Память о предках, удостоенных высоких воинских наград, хранят и в семьях. Несколько лет назад в Алтайский районный музей принёс историю своей семьи Владимир Шумилов из Новосибирска. Одна из ярких ее страниц - жизнь Василия Атюнина, полного георгиевского кавалера, председателя колхоза села Сараса.

Внучка Иосифа Абоимова со слов деда записала семейную историю про прадеда Петра Абоимова – уроженца села Щебнюха Чарышского района, унтер-офицера и кавалера Георгиевского креста, а также красного партизана.

Известный российский кинорежиссер Владимир Хотиненко в интервью радиостанции «Эхо Москвы» утверждал, что «у меня дед был георгиевский кавалер, он был казаком. Я родился на Алтае, потому что его туда сослали. Он прошёл Первую мировую войну, и для меня эта связь важна».

В энциклопедиях указывается, что отец известного советского специалиста по шумеро-вавилонской письменности Анатолия Кифишина в 1934 году похитил у родителей свою невесту (с её согласия) и увёз на Алтай. Это и не удивительно, потому что он был георгиевском кавалером, награждённым оружием за храбрость. В селе Белом Троицкого района и родился 2 июня 1935 года будущий ученый-востоковед.

А в Залесовском краеведческом музее есть документы о Мартемьяне Сухареве и Григории Нестерове, получивших за боевые заслуги по четыре высшие солдатские награды.

Документы о георгиевских кавалерах есть и в некоторых других музеях и архивах края.

Хороший подарок получил в феврале 2006 года Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Его фонды пополнились 247 фамилиями сибирских казаков, награждённых Георгиевским крестом, которые были переданы новосибирским историком Юрием Фабрикой. Однако поныне сведения о георгиевских кавалерах Алтая разрозненны, не систематизированы, не полны.

Исследователи, объединяйтесь!

Фоторепортаж