Когда кончается детство

О социальной адаптации выпускников детских домов и интернатных учреждений

00:00, 13 апреля 2012г, Общество 2373


Когда кончается детство Фото №1

А действительно, когда кончается детство? С завершением учебы в школе? С выпускным балом, когда, как в советское время считалось, впереди для каждого открывается «сто дорог – одна твоя»? С достижением 18 лет?  

В родительском доме, даже если сын или дочка не смогут сразу же поступить в вуз или устроиться на работу, у них все равно будут и крыша над головой, и еда на столе, и карманные деньги по достатку семьи.

А выпускник детского дома или интернатного учреждения должен покинуть его стены и выйти, что называется, в большую жизнь. Готов ли он к этому шагу? Куда пойдет? К кому обратится за советом, где найдет поддержку? Как сложится его дальнейшая судьба? Об этом и поговорим.

Детский дом. Как жилось – живется в нем

Сейчас детские дома далеко не те, что были в военные и послевоенные годы, когда страна как могла спасала сирот. И ныне уже трудно сказать, в те ли, а может, в более поздние времена уходит корнями устоявшееся в общественном сознании настороженное, а то и предвзятое отношение к воспитанникам этих детских учреждений.

Потом была еще одна черная полоса – в переломные и тяжкие 1990-е годы, когда, по словам Раисы Федоровой, председателя краевого отделения Российского детского фонда, стали появляться сироты сирот: выйдя из детдома, бывшие воспитанники рожали детей и, не приспособленные к жизни, оставляли их, повторяя тот же путь, по которому прошли их родители. Именно в эти годы общество столкнулось с неизвестным ранее у нас явлением, оказавшись втянутым в детский «невольничий» рынок: не по своей же воле российские дети, наши маленькие сограждане, отправлялись на усыновление в чужие страны. Трагические отзвуки этого «исхода» то и дело будоражили общественное сознание: не один ведь ребенок нашел свою погибель в забугорных «райских кущах»…

Конечно, следует и на себя оборотиться. И у нас в стране гибнут дети – по причинам, которым несть числа: тонут, горят, замерзают, умирают от побоев… При родных отце-матери, которых и именем таким порой называть не хочется. Это дети, которых общество не успело спасти.

Но многих удается определить в детские дома и интернатные учреждения. Под опеку и ответственность государства. Пришло понимание, которого не хватало в 1990-е, что за каждого ребенка нужно бороться, нужно помочь ему вырасти. Они, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и растут там – в условиях, какие не снились в родительском доме. А когда вырастут…

В последние годы средства массовой информации не так уж часто интересуются вопросом, как живут детские дома и специальные (коррекционные) школы-интернаты. Ну пройдет информация о каком-то юбилее детдома, празднике, устроенном для детворы, подарке спонсоров. Если же, не дай бог, случится какое ЧП, тут уж коллеги-журналисты куда больше гласности обеспечат. Между тем именно сейчас в этой сфере происходят знаменательные процессы.

Четыре задачи

В крае приняты ряд законодательных актов, целевые программы, действие которых распространяется и на воспитанников детских домов и интернатных учреждений в части защиты их прав и социальной поддержки. А в соответствии с Посланием президента Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года разработана и утверждена губернатором края еще одна краевая программа – «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы (опубликована в «АП» 07.07.2011 г.). То есть в регионе создана основательная законодательная база именно по тем направлениям, которые с 1990-х годов были самыми уязвимыми. Триада профессиональное обучение – трудоустройство – жилье реально гарантирует молодым людям нормальное вхождение в самостоятельную взрослую жизнь. Стоит упустить что-то одно, и желаемая цель вряд ли может быть достигнута.

Программа социальной адаптации ставит четыре конкретные задачи. Это (в сокращенной формулировке) подготовка воспитанников в самих детдомах и интернатных учреждениях к самостоятельной жизни; организация социально-педагогического (патронатного) сопровождения выпускников до достижения ими 23 лет; профориентация, получение конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий с последующим трудоустройством; совершенствование системы защиты имущественных прав воспитанников. Предусматривается активное участие в этой работе целого ряда ведомств: краевого управления по образованию и делам молодежи, Главного управления по здравоохранению и фармдеятельности, Главалтайсоцзащиты, управления по труду и занятости населения, управления по печати и информации – и уже создана и работает межведомственная рабочая группа по реализации программы.

Что совет посоветует

Мне довелось побывать на заседании краевого общественного совета по социализации выпускников детских домов и опекунских семей, созданного при управлении по образованию и делам молодежи. Проходило оно в барнаульском детском доме
№ 8 и началось с экскурсии по детдому, которую провела его директор Валентина Гладких. Чистота и порядок, хорошая мебель и прочее оснащение, детки на ковре у телевизора… Дальше гостям показали спектакль по мотивам гоголевской «Ночи перед Рождеством». Как выяснилось позже, это не первая театральная работа воспитанников детдома, в 2007 году здесь был запущен проект «Алтай от века к веку», по которому ставилось три спектакля, знакомивших с историей края.

А в деловой части заседания по теме «О социализации воспитанников детских домов. Организация воспитательной работы в интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выступали директора ряда детских домов, делясь опытом работы своих коллективов. К примеру, Александр Корнев, директор Тальменского санаторного детского дома, где воспитывается 65 детей, рассказал о программах дополнительного образования – по кулинарии «Дам я отдых поварам – приготовлю ужин сам», овладению трудовыми навыками в овощеводстве «Запасливый нужды не знает», в домашнем хозяйстве «Мой дом – наведу порядок в нем» и другим направлениям. За пять последних лет из стен детдома выпущено 50 воспитанников. Продолжают учебу в вузах и ссузах 7 человек, в учреждениях начального профобразования – 26, трудоустроено – 14, служат в армии двое. Один, увы, в местах лишения свободы…

Были выслушаны и выступления директоров барнаульского детдома № 8 Валентины Гладких, алейского специального (коррекционного) детдома Ирины Шокоровой, воспитателя барнаульского детдома № 6 Юлии Авдеевой, других участников заседания. Что сказать? Определенный опыт накоплен у всех, и отчитываться мы умеем. Но чем тогда отличается выступление «из опыта работы» на заседании краевого общественного совета от такого же на каком-то ведомственном совещании? Может, было бы целесообразнее при, образно выражаясь, «защите» своего опыта руководителем детского учреждения выслушать и «рецензента» - члена общественного совета, который мог бы предварительно побывать в этом учреждении, посмотреть его работу со стороны и внести какие-то предложения, замечания и т.д.? Тогда бы наш общественный совет действительно мог что-то конкретно посоветовать, рекомендовать. А вместе с рассказом руководителя «об организации патронатного сопровождения выпускников» послушать бы и самих социальных педагогов, кто занимается этим сопровождением, с какими трудностями, проблемами они сталкиваются и как их разрешают… Но, может, автор несколько забегает вперед – и все это есть в планах дальнейшей работы совета?

Конечно, стоит согласиться с предложением, прозвучавшим в выступлении Ольги Паниной, заместителя начальника отдела специального образования и семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, управления края по образованию и делам молодежи, - и ввести в состав общественного совета представителей опекунских семей. Ведь, судя по наименованию, деятельность совета распространяется и на это направление работы.

Позитивный импульс

Говоря о задачах, поставленных программой социальной адаптации, Ольга Панина заметила: «Для вас (имея в виду руководителей детдомов. – Г.П.) ничего абсолютно нового здесь нет, мы всегда этим занимались – подготовкой воспитанников к самостоятельной жизни. Просто сейчас акцентируем на этом особое внимание». По большому счету Ольга Петровна, конечно, права. И все же…

Заметно, какой позитивный импульс привнесен программой. Да, в детдомах всегда велась определенная профориентационная работа. И хорошие педагоги-воспитатели и после выпуска поддерживали добрые отношения с кем-то из своих воспитанников, следили за их судьбой, такие примеры были и есть. Но при организации патронатного сопровождения, в том числе и работниками системы начального профессионального образования, эти отношения закрепляются официально – и это уже плюс.

Будут созданы единая система мониторинга возможных проблем, база данных по учету выпускников, службы социальной (постинтернатной) адаптации и т. д. На реализацию мероприятий по постинтернатному патронату с 2011 по 2013 год предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 22800,0 тысячи рублей.

И раньше, случалось, бывшие воспитанники навещали свои детские дома? Да, конечно. Но сейчас в соответствии с программой планируется открыть в детдомах и интернатных учреждениях 42 социальные гостиницы для приема выпускников на временное проживание. И 15 уже создано, на зимних каникулах там побывало 120 выпускников детских домов. Да ведь и детдом, и интернат должны быть такими, чтобы молодым людям захотелось туда приехать погостить, пообщаться, не так ли?

В краевом центре психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс» работает телефон «горячей линии», по которому воспитанники детдомов могут получить консультацию специалиста по вопросам защиты своих прав – и за первый год его работы поступило более 200 звонков. Но директор центра – член общественного совета Наталья Колпакова обращает внимание на такое обстоятельство: ребята не умеют разговаривать по телефону, формулировать вопрос и т. д. Значит, надо еще в детдоме учить их этому. Кстати, все ли старшие воспитанники знают номер «горячей линии», имеют возможность воспользоваться телефонным аппаратом?

Центр планирует открыть специальный портал для воспитанников, чтобы они могли общаться между собой. Но этому тоже кто-то должен их научить. Кто? На половине сайтов, созданных в детдомах и интернатных учреждениях, - пустые страницы, и без специалистов по информационному обеспечению эту работу не поднять.

Объединить усилия

К реализации программы привлекаются и общественные организации. А некоторые уже имеют и опыт сотрудничества с детскими домами края в этом направлении. Например, детский фонд «Виктория» (г. Москва) включил в свой проект «Стратегия успеха» нескольких воспитанников детдома № 8, помогает коллективу в методическом плане. Или корпоративный благотворительный фонд «Катрен» - в его проекте «Хочу учиться» участвуют 5 студентов - выпускников детдомов и 15 воспитанников.

А в марте началась реализация проекта «Развитие новых технологий и социальных услуг по постинтернатному сопровождению выпускников детских интернатных образовательных учреждений», разработанного краевым отделением Российского детского фонда. На общественной презентации проекта председатель АКО РДФ Раиса Федорова так определила его цель: создание центра бесплатной психологической, юридической и социальной помощи выпускникам детских домов и интернатных учреждений, а также семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В его работе будут использоваться лекции, групповые тематические и индивидуальные консультации по социальным гарантиям, предоставляемым государством и краевыми программами, тренинги по вопросам права, семейного воспитания, решению психологических проблем. А еще - содействие в получении профессии и трудоустройстве, составление документов и поддержка в суде и т. д. В общем, размах большой. Как и желание способствовать более успешной социализации выпускников, уменьшению числа тех из них, кто может оказаться в группе риска, попасть в криминальную среду.

Участники презентации поддержали проект, предоставляющий воспитанникам детских домов, детям из трудных семей «дополнительную возможность для защиты своих прав». А член краевой Общественной палаты Геннадий Шейда даже увидел в этой инициативе отделения детского фонда «пример общественно-государственного партнерства в решении социальных задач».

Живое дело

«Пока детки с нами, в детском доме, мы радуемся: все (или почти все) получается. Когда уходят жить самостоятельно, к сожалению, начинаются сложности…» - с этим высказыванием Валентины Гладких, по-видимому, согласятся все педагоги-воспитатели, давно работающие с этой категорией детей. Они видят и причины будущих проблем своих подопечных: неуверенность в себе, низкая мотивация на получение образования и выбор профессии, несформированность жизненной позиции, нравственной сферы, волевых качеств, потребительское отношение к жизни, иждивенчество – перечень можно продолжить. Но разве эти же черты - в той или другой степени – не свойственны иным их сверстникам, благополучно проживающим с мамами-папами? Школьные учителя таких ребят знают, кого упрекнуть в издержках воспитания: виновата семья. Кого винить детдомовским воспитателям, если иные дети поступают к ним в 4-5-летнем возрасте? Бери и лепи сильную личность, уверенную в себе, ставь цели – и иди вместе с ребенком к ним! Что мешает? Может, некая гиперопека, столь заметная в нынешних детдомах? Если на 28 воспитанников штат взрослого персонала – 40 человек (или чуть меньше из-за совместительства) – о чем еще говорить? Отпустили поводок, открыли дверь – и начинаются сложности.

Вспоминается история, которую рассказал бывший уполномоченный по правам ребенка Вадим Овчинников. В коррекционных школах-интернатах есть и дети-инвалиды, которым идет пенсия. К выпуску на сберкнижке может собраться неплохая сумма. Приехал парнишка в свою деревню, имея почти сто тысяч рублей. Тут же объявились какие-то родственники, которые все годы и помнить не помнили о нем, и знать не знали, и «друзья». Итог понятен.

На московском форуме клуба социальной журналистики, который проводил Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рассказали другую историю. Столица неплохо обеспечивает детей-сирот жильем. И вот они сбивались по нескольку человек в одной квартире, остальные сдавали внаем. За счет этого и жили. Так им было привычнее…

Будь рядом хотя бы на первых порах взрослый и ответственный человек, такого бы, конечно, с этими ребятами не произошло.

Социальная адаптация выпускников детских домов и интернатных учреждений – это их надежда на полноценную нормальную жизнь в обществе. Им труднее, чем детям из родительских семей, даются первые самостоятельные шаги. Им – каждому! - нужна конкретная помощь, что называется, и по долгу, и по душе. Не увязнуть бы только при ее оказании в «планах мероприятий по реализации» и «декларациях о намерениях». Дело-то живое.

Цифры и факты

В крае в настоящее время имеется 37 детских домов, в них воспитывается 1279 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Еще 570 таких детей воспитывается в 32 специальных (коррекционных) школах-интернатах.

За последние пять лет в связи с реализацией мер по демографическому развитию в крае закрылось 8 детских домов. Более 800 детей переданы на воспитание в замещающие семьи.

В 2012 году из детских домов выйдет 167 выпускников.

Практически все выпускники детских домов продолжают обучение в учреждениях профессионального образования.

По словам Павла Астахова, уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, в России сейчас примерно 693 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, - больше, чем было в СССР после войны. На содержание одного ребенка в детском доме тратится по 600 тыс. руб. в год. («АиФ», № 7 за 2012 г.). 

Фоторепортаж