Код предмета – 01

Хроника одного экзамена

00:00, 06 июня 2012г, Общество 2040


В школах края горячая пора. Корреспонденты «Алтайки» побывали на выпускных экзаменах по русскому языку в качестве общественных наблюдателей и приготовили рассказ о том, как проходит это испытание.

«Вот парадный подъезд…»

Немало новых аббревиатур родилось в последнее время в системе образования. Есть среди них и такие, что призывают к внутренней собранности и концентрируют внимание: ЕГЭ, ГИА, КИМ, ППЭ…

Солнечным утром, обещающим жаркий денек, подхожу к лицею
№ 86. Это и есть ППЭ – пункт приема экзамена. И хотя до начала испытания еще больше двух часов, на крыльце и в тени деревьев уже немало юношей и девушек. Ажиотажа, памятного мне по устрашающему количеству собственных (нескольких десятков!) экзаменов, не замечаю.

Экзамен проходит на двух этажах лицея – третьем и четвертом, в 16 аудиториях. И попасть туда можно (миновав охранника на входе) только через пост на лестничной площадке: рядом с полицейским находится дежурный. Он изучает мое удостоверение общественного наблюдателя, паспорт, находит фамилию в своем списке и после этого представляет меня руководителю ППЭ Ирине Агафоновой. Я в свою очередь сообщаю Ирине Борисовне, что в комитете по образованию меня проинструктировали и ни телефона, ни диктофона я с собой не взяла. Буду работать по старинке – с ручкой и блокнотом. Да и никто из моих родственников в этом году ЕГЭ не сдает!

Ирина Борисовна проводит меня в свой кабинет. Именно там находится опечатанный сейф – в 7.50 были доставлены в лицей материалы ЕГЭ. Я прохожу по этажам, осматриваю кабинеты. Выходы на лестницу опечатаны. Ирина Агафонова сообщает, что они не закрыты на замок (пожарная безопасность!), шпингалеты все проверены. Опечатаны и кабинеты на этажах, в которых не проходит ЕГЭ. На дверях аудиторий, предназначенных для проведения экзамена, – знак запрета использования сотовых телефонов. Осматриваю несколько кабинетов: дверцы книжных шкафов также заклеены белыми полосками – на них печати и подпись директора лицея. Если же кабинет близок «по профилю» экзамену и какие-то учебные материалы и стенды могут быть использованы как подсказка, то они закрыты старыми газетами. Учитывая «прозрачность» школьных парт (вспомнились тяжелые столы советского времени), приходишь к выводу: выпускники могут надеяться только на себя – списать невозможно!

«Нас в «типичных ошибках» не было!»

В рекреации на столе одного из дежурных по этажу замечаю инструкцию, вчитываюсь. Весьма серьезный документ! Уже в первых его строках обозначена важность персонажа, который коллектив ППЭ остроумно называет «коридорным»: «Дежурный по этажам является в ППЭ организатором вне аудитории, и сведения о нем вносятся в региональную базу данных ЕГЭ». Кстати, организаторы в ППЭ бывают двух видов. Второй – это организатор в аудитории, которому полагается помощник. Для всех руководитель провела общий инструктаж. Вначале Агафонова сообщила радостную весть:

- По результатам экзамена, состоявшегося 28 мая, мы получили по почте информацию о типичных ошибках. Нас в «типичных ошибках» не было!

Затем прошло распределение всех 16 аудиторий между тандемами «организатор - помощник». Поведала Ирина Борисовна об обязанностях организаторов, о том, когда должно свершиться главное - в 10.00 вскрывается большой пакет в аудитории, индивидуальные пакеты для каждого экзаменуемого раздаются детям и вскрываются ими ровно в 10.05.

- Все действуем по инструкции. Главное для нас с вами – обеспечить психологический комфорт детей. Пусть ребенок не волнуется!

Замечу, обстановка в ППЭ исключительно доброжелательная, педагоги улыбаются и шутят. Они поднимали руки как школьники на уроке, когда Агафонова по списку раздавала мультифоры с бумагами, а также скотч и ножницы каждому тандему. И каждому организатору выдала Ирина Борисовна транспарантик с номером аудитории. «А мне, а мне лопатку?» - вновь проявили остро-умие педагоги...

«Вам пакет!»

Вот с этими-то «лопатками» и отправляются педагоги на крыльцо лицея и каждый возвращается в свою аудиторию, ведя за собой юношей и девушек. 228 человек распределяются по 16 кабинетам, на двери каждого висит список ребят. Они – из гимназий № 42 и 69 и школы № 60. Каждый из выпускников приходит с пропуском на экзамен и паспортом.

В отличие от педагогов и детей я как общественный наблюдатель могла выбрать себе аудиторию. Предчувствуя жаркий день, нашла ту, где было прохладнее, чем в других. Наталья Петровна приводит свою группу, их встречает Софья Геннадьевна. Оба члена тандема – преподаватели английского языка.

Не могу сказать, что дети испуганы или взволнованы. Мало того, что они все писали пробные экзамены, многие уже сдали первый - информатику или историю. Они рассаживаются, меняют стулья (если попались излишне скрипучие), складывают у школьной доски сумки, кофточки, бутылочки с водой и шоколад.

- Ребята, бутылочки откройте сейчас и шоколад достаньте – чтобы потом не шуршать и не брызгать, - говорит им Наталья Петровна и улыбается: – Номер нашей аудитории совпадает с номером региона – это хороший знак!

Ребята обустроились: кто-то переглядывается, улыбается, некоторые парни уронили буйны головы на парты, одна девушка теребит косу, другая поправляет прическу, глядя в стекло книжного шкафа… Протекают томительные минуты, и приходит уже очередь педагога проводить инструктаж. После ее речи часы над школьной доской наконец-то показывают время Х.

Наталья Петровна вскрывает объемный спецпакет и вслух пересчитывает количество индпакетов в нем: 1, 2, 3… 15. Но в аудитории – 14 человек, и один запечатанный индивидуальный пакет остается на столе педагога. Другие же раздаются ребятам.

- Убедитесь в целостности, - говорит педагог. – Смотрим на пакет 4 минуты и не вскрываем…

Наконец вскрыли. Проверили содержимое, штрихкоды, полиграфическое исполнение на предмет опечаток, заполнили нужные клеточки бланков регистрации… И не успели еще организаторы, проходя по классу, сверить паспортные данные в заполненных бланках, ребята взялись за работу: на столе у каждого веером легли черновики, бланки ответов и КИМы (контрольно-измерительные материалы). Изредка слышится скрип стульев да секундная стрелка настенных часов, как метроном, отмеряет время…

Финал

Не скрою, очень хотелось хоть одним глазком глянуть на вопросы по предмету с кодом 01 – «русский язык»… Но, как ни старалась увидеть их через плечо юноши за соседней партой, не удалось – шрифт КИМов не позволил. Мешать же детям было нельзя по инструкции. «Потом спрошу про трудные вопросы, после экзамена», - решила я. Кстати, в течение экзамена ребятам выходить из аудитории можно – по одному из кабинета, в сопровождении дежурных по этажу, предварительно отдав организатору аудитории работу. А вот общественный наблюдатель, с непривычки намаявшийся на деревянном стульчике, выйдя из аудитории, согласно инструкции вернуться уже туда не может…

Налюбовавшись на прилежно работавших детей, я выявила тенденцию: многие сначала что-то отмечают, «думают» в КИМах (там можно делать пометки!), потом выписывают в столбик на черновик ответы – а, уже ответив на все вопросы, старательно все проверив, вписывают их в бланки ответов №1 и 2. Никто и не пытается – это просто невозможно! – подсказать, помочь, списать… Ведь в этом году любая оплошность будет караться жестоко: удаленный с экзамена не сможет пересдать его в резервный день. Сделает он это только… в будущем году!

Убедившись, что все идет нормально, выхожу из аудитории «со знаковым номером». В коридоре педагоги вполголоса или шепотом переговариваются, девочки на цыпочках идут к своей аудитории, парень у окна подкрепляет силы шоколадкой… Одна из дежурных сообщает мне, что первым сдал экзамен юноша, ему понадобился на работу лишь 1 час и 10 минут. После 12 часов дня ребята стали покидать аудитории один за другим. «Отстрелялся!» - не сдержал радостного крика уже на лестнице кто-то из парней…

В одном из кабинетов я заметила необычное сооружение. Ирина Агафонова объяснила: среди экзаменующихся есть не совсем здоровые дети. У одного выпускника проблемы с позвоночником. Об этом заранее предупредили руководителя ППЭ, и ребенку приготовили конторку, подогнав под его рост: чтобы, устав работать сидя, он мог продолжить за приспособлением. Также на экзамен пришел ученик с ограниченными возможностями здоровья – при необходимости ему могли продлить испытание на 1,5 часа. «В лицее во время экзамена дежурит наш медик, - сказала Агафонова. - Порой бывают дети с хроническими заболеваниями, например, астмой. Все в случае необходимости могут обратиться в медпункт».

И вот финал. В 13.17 у двери кабинета руководителя ППЭ выстраивается очередь педагогов. Быстро и четко они сдают протоколы, работы ребят и черновики – использованные и чистые. После этого совершается общий подсчет и пишется общий же протокол. Общественному наблюдателю тоже приходится заполнить особую форму: в ней он указывает факт отсутствия нарушений и, соответственно, замечаний с его стороны. В финале все бумаги упаковываются в три объемных пакета и увозятся из школы.

Как говорится в шаблонной фразе, «уставшие, но довольные», все возвращаются домой. Кто-то из ребят бурно обсуждает вопросы экзамена, кто-то сомнамбулически сидит на лавочке и признается, что «все забыл как страшный сон», а кто-то уже звонит по телефону: «Куда едем? В лес? На пляж? Математику сдаю 7-го! Сегодня – только отдыхаю! Учить буду завтра!»

Слаженность, строгость и четкость – этими словами можно определить порядок проведения ЕГЭ в лицее № 86. Ни одной апелляции по процедуре проведения экзамена подано не было.

Кстати
В Каменском районе первый обязательный экзамен 31 мая сдавали 86 ребят, из которых 78 – выпускники 11 классов. Два человека по разным причинам не пришли на ЕГЭ, у них есть возможность получить оценку по русскому языку в резервный день. На базе Новоярковского ППЭ итоговые тесты по этому предмету писали учащиеся пяти школ района.
В Славгороде экзамен по русскому языку ребята сдавали в двух ППЭ - школе № 15 и Славгородской средней. В этот день проверку знаний по предмету предстояло пройти 220 учащимся городских школ и 162 - сельских. Кроме того, итоговое тестирование проходили выпускники прошлых лет, желающие поступить в вузы и средние специальные учебные заведения. В двух пунктах проведения ЕГЭ нарушений правил не было.
Свои результаты по русскому языку выпускники смогут узнать на официальном информационном портале Единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru) не позднее чем через двенадцать дней со дня проведения ЕГЭ.

Наш опрос

До и после

Кристина Игнатенко, Славгород:

- Волнение, конечно, есть. С заданиями А и В, думаю, справлюсь без труда. Самая сложная – часть С, нужно написать сочинение или эссе. С выбором профессии я определилась - хочу подать документы на юридический факультет одного из новосибирских вузов. Поэтому хорошие результаты по русскому языку для меня очень важны.

Роман Малый, Славгород:

- Родные стены помогают. Немного волнуюсь, но надеюсь перебороть страх. После школы планирую отслужить в армии, а потом поступить учиться. На всякий случай воспользовался одной приметой - положил пятак под пятку.

Сергей Миллер, Барнаул:

- Было несложно. Какие конкретно попались вопросы, я сейчас не вспомню. Подобные тем, что в тренировочных вариантах встречались. Я не ждал в этот раз окончания экзамена. А историю сдавал – до конца экзамена досидел.

Анна Чеснокова, Барнаул:

- Нас к экзамену хорошо готовили. В частях Б и С мне было сложно вспомнить примеры из литературы. Я собираюсь поступать в вуз, хочу стать лингвистом.

Оксана Генш, п. Филипповский Каменского района:

– Задания выполнила все, несколько раз перепроверила, хотя, наверное, этого делать не стоило – начинаешь сомневаться и есть риск ошибок наделать. Иду на золотую медаль, очень надеюсь, что экзамены сдам хорошо. Позади история, которую я очень люблю. Ею меня увлек в детстве папа, его можно назвать моим первым учителем. Теперь и по русскому языку «отстрелялась». Он мне показался сложнее, чем первый. В части С рассуждала о том, что такое радость. Провела такую мысль: наслаждаться надо каждым днем, радоваться солнышку, пению птиц, а не только материальным вещам. И помнить – жизнь коротка, никто не знает, сколько нам отпущено.

Планирую поступать в АлтГТУ на факультет социальных коммуникаций и туризма. Очень люблю общаться с людьми. Но профессия для меня вторична, главное – хорошая семья и благополучие близких мне людей.

Василина Мороз, с. Корнилово Каменского района:

– Задания выполнила все, рассчитываю на хороший балл. Не сказала бы, что было очень трудно, если готовишься – ответишь. Собираюсь стать экономистом, куда буду поступать, пока не решила. Помимо обязательных сдаю еще историю и обществознание.

Наталья Горбунова, с. Поперечное Каменского района:

– Разделы А и В для меня были не очень сложными, а вот сочинение-рассуждение далось труднее. Тему выбрала про социальное одиночество – каждому человеку важно знать, что он кому-то нужен, это очень помогает жить. Русский мне нужен для поступления в медуниверситет. С детства мечтала быть врачом.

Пока верстался номер

К сожалению, нарушения на ЕГЭ все-таки случились. И кому-то из выпускников придется сдавать экзамены уже в следующем году.

На брифинге для представителей СМИ края заместитель начальника управления по образованию и делам молодежи Юрий Абдуллаев рассказал о случаях, которые наверняка будут резонансными.

- Несмотря на целый комплекс мероприятий по предупреждению выпускников и их родителей, 31 мая во время сдачи обязательного экзамена из ППЭ были удалены три выпускника – один в Алейском районе и два – в Яровом, - отметил Юрий Геннадьевич. - Во всех трех случаях удаления были связаны с нарушением порядка проведения ЕГЭ: школьники пронесли в ППЭ мобильные телефоны. После их обнаружения уполномоченными ГЭК (Государственная экзаменационная комиссия) и руководителями ППЭ были составлены акты об удалении выпускников с экзамена.

Проводится служебная проверка. Если будет выяснено, что выпускники удалены обоснованно, то сдать этот экзамен они смогут только в будущем году. По предварительным объяснениям, два телефона «прозвучали» во время экзамена, а пользование одним зафиксировано (взяты распечатки СМС-сообщений).

Эти ребята имеют право сдавать другие экзамены, на которые записались и получили пропуск, – чтобы не сдавать их снова в следующем году.

Напомним, что 7 июня пройдет второй из обязательных экзаменов – по математике. В нем примут участие 15048 человек, из них 13807 – выпускники этого года.

Новости