«Футбол – мой бойцовский клуб»

Собеседник «АП» - один из лучших детских тренеров Сибири Олег Киушкин

00:00, 27 июня 2012г, Спорт 3087


«Футбол – мой бойцовский клуб» Фото №1

Мы встретились перед поездкой команды «Алтай-2001» (школа Алексея Смертина), с которой работает Киушкин, на суперфинале Международного фестиваля «Локобол-2012-РЖД» в Нижний Новгород.

«Нужно быть игроком, а не тенью»

– В Нижнем Новгороде будут участвовать 16 лучших команд со всей страны, – говорит Олег. – Естественно, буду настраивать пацанов на победу в каждом матче. Но как тренер понимаю, что выигрыш – не главное, важнее опыт, который они получат в играх с сильными командами. Став участниками суперфинала, мы уже победили.

– То есть задачи выиграть любой ценой не ставится?

– Результат – не главное. Для меня интереснее, чтобы команда играла в футбол. Вот мы победили на отборочном турнире «Локобола» среди сибирских команд, потому что играли лучше всех. У меня защитники на отбой никогда не долбят, из обороны выходят через передачу. Смотреть одно удовольствие.

– Разве оценка работы тренера не зависит от результатов выступления команды на турнирах?

– Зависит. У нас государственная система премирования, за призовые места на турнирах начисляются премии. Но они настолько малы, что мы не заморачиваемся по этому поводу. В «Томи», например, премиальные у детских тренеров выше, поэтому сама система подталкивает их играть на результат любой ценой. Качество игры при этом отходит на второй план. Один парень из Прокопьевска во время матча бегал за нашим капитаном Данилом Зарецким как приклеенный. Потому что тренер сказал: «Ты – его тень. Играешь с ним персонально по всему полю». Я Данилу говорю: «Попросись в туалет в перерыве, он за тобой туда побежит». Нужен результат, и он разменивает мальчика, который в футбол не играет. И что потом этот ребёнок скажет своему тренеру: «Спасибо, что я был тенью?!»

И совсем другая ситуация в футбольной академии «Локомотив», где тренеры получают зарплату по контракту. Для них важнее не победить на турнирах, а научить ребёнка правильно принимать мяч, правильно бить по воротам, правильно бегать. Когда он будет старше – научить его тактическим построениям. И если он на выходе перешел в дубль или подписал контракт с главной командой, то все тренеры, которые с ним работали, получают бонусы. Эта система направлена именно на выращивание футболиста.

«Мы же на улице Энтузиастов!»

– А как сейчас в детском футболе вообще по части благосостояния?

– В детском футболе денег нет, они все – во взрослом футболе. Обеспеченных школ – единицы, и почти все они – частные. Лучшая, на мой взгляд, академия – у ФК «Краснодар», также академия Коноплёва в Тольятти, в Москве. В них выращивают футболистов, а потом продают. Это чистый бизнес. Все остальные бюджетные школы – это шлак. Потому что в них нет квалифицированных кадров. Просто не идут люди, а если и приходят, то работают спустя рукава. На одну зарплату тренера ДЮСШ жить нереально.

– В школе Смертина тоже?

– У нас, к счастью, «проходимцев» нет, даже на работу с мизерной зарплатой берут далеко не всех подряд. К тому же для бюджетной школы инфраструктура очень приличная, можно сказать, лучшая за Уралом. Поля, мячи – сумасшедшие условия! Огромнейшее спасибо, конечно, Алексею за то, что такая школа есть. Это большое дело, что он её создал и продолжает за ней следить. Мы постоянно держим его в курсе дела, сбрасываем SMS-сообщения об успехах воспитанников. Но какая бы ни была школа – в ней всё зависит от работы тренеров. Кадры решают всё!

– Среднестатистический тренер здесь какой? Опишите двумя словами.

– Думаю, что в основном это энтузиасты своего дела, которые за небольшую зарплату качественно выполняют свою работу. Мы же находимся на улице Энтузиастов!

– Не имея своей команды мастеров, для кого вы готовите воспитанников?

– У нас школа пока молодая, ещё не совсем понятно направление, в котором она будет работать. Но в последнее время наметилось сотрудничество с академией московского «Локомотива» (Смертин является вице-президентом этого клуба. – Прим. «АП»). Наши ребята уже ездили туда на стажировку. На «Локоболе» были директор и тренер-селекционер «Локомотива», которые просматривали ребят со всего Сибирского региона. В нашей команде выделили несколько перспективных мальчиков, отметив, что в Барнауле работают в правильном направлении.

– Обычно самых талантливых ребят с периферии забирают в столичные клубы, а они там потом теряются в возрасте 16-17 лет…

– Они везде теряются... Весь вопрос в том, что, как бы здесь их качественно ни тренировали, насколько квалифицированными бы ни были тренеры, мы всё равно уступаем по многим моментам. Первое – это конкуренция внутреннего чемпионата. Первенство Барнаула по уровню значительно слабее, чем первенство Москвы, в котором выступают ЦСКА, «Локомотив», футбольная школа «Чертаново», «Строгино», «Спартак», «Торпедо» и ещё несколько команд. Играя между собой, дети быстрее растут. И второе – это ребята, с кем они бок о бок тренируются. Есть у меня двое-трое сильных ребят, но остальные им очень уступают. С этой точки зрения им уезжать, конечно, нужно. Но здесь всё зависит от индивидуальных качеств ребёнка и его желания стать профессиональным футболистом.

– Если не секрет, о чем мечтает один из лучших детских наставников Сибири Олег Киушкин?

– Иногда я думаю, что работа с детьми – одна из ступеней в моей профессии. Скорее всего, на первом своём выпуске я и ограничусь. Что будет дальше – неизвестно, но из футбола в любом случае уходить не собираюсь. Как подсказывает опыт таких грамотных и умных специалистов, как Слуцкий и Красножан, оба они прошли путь от детского наставника до тренера профессионального клуба. Я считаю: если ты не работал с детьми, то не можешь быть полноценным тренером.

– Усталости нет от футбола?

– Усталость, конечно, накапливается… Потому что если работать правильно, то надо уделять внимание очень многому. Сама тренировка – это только тридцать процентов всего времени. Остальные семьдесят – это анализ пройденных тренировок, планирование, теоретические занятия. Постоянно что-то ищу в Интернете, экспериментирую, просматриваю игры своей команды. У меня полный ноутбук матчей начиная с семилетнего возраста. Тяжело, конечно, отключить голову от этого, но пары дней хватает, чтобы отдохнуть и опять окунуться в работу.

Блиц-опрос

– Любимый фильм?

– «Бойцовский клуб». Очень глубокий психологический фильм, произвел на меня большое впечатление. Посмотрев его, понял, что футбол и есть мой бойцовский клуб, та отдушина, в которой я становлюсь совсем другим человеком. У каждого он свой.

– Музыка?

– Есть такой исполнитель – Василий Вакуленко: «Баста» и «Нагано» в одном лице. Я его даже иногда с Высоцким сравниваю. Сильнее его текстов по смысловой нагрузке не слышал в России. «Нагано» – это его андеграунд, матерщинный проект, в котором тоже есть очень сильные вещи. Люблю «Нагано» даже больше, чем «Басту».

– Лучшая тройка футболистов мира?

– Сегодня? Аргентинец Лионель Месси и итальянцы Алессандро Неста и Андреа Пирло. Месси ставлю, естественно, на первое место. Я думаю, что это мессия какая-то, а не Месси. То, что он делает, просто нереально. Такое ощущение, что он мёдом намазал стопу, к которой приклеился мяч, и забрать его без фола нереально. Голевое чутьё, игра головой при его росте, мысль, передачи. В отборе он слабоват, конечно, но в созидании невероятно силён. Мне вообще очень нравится игра «Барселоны», пытаюсь своим ребятам прививать этот комбинационный футбол.

Справка «АП»
Олег Киушкин, 34 года. С 1995 по 2003 год – игрок ФК «Динамо-Барнаул», амплуа – центральный защитник. С 2003 по 2005 год в составе новокузнецкого «Металлурга» выступал в первой лиге чемпионата России. Затем вернулся в «Динамо», откуда перешёл в «Смену» из Комсомольска-на-Амуре. В 2006 году завершил игровую карьеру из-за травмы колена. С 2007 года работает тренером в СДЮШОР по футболу Алексея Смертина. В прошлом году привёл команду к победе на всероссийском финале турнира ДФЛ «Большие звёзды светят малым». По итогам 2011 года признан одним из лучших детских тренеров Алтайского края. Женат, воспитывает дочь.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж