Кофр генерала Розена

В Бийском краеведческом музее хранится уникальный экспонат, связанный с героем периода наполеоновских войн

00:00, 07 сентября 2012г, Общество 2689


Кофр генерала Розена Фото №1

Эта вещь принадлежала Фёдору Розену, праправнук которого, Михаил Розен, жил на Алтае.

Путешествие волшебного сундука

Чтобы не томить читателя, скажу сразу: в фондах Бийского музея имени Виталия Бианки хранится кофр генерала Фёдора Розена – участника Отечественной войны 1812 года. Он использовал его и как сундук, и как походную кровать, и как хранилище для офицерского белья. Для того чтобы превратить предмет в раскладушку, а затем вновь в сундук, и сегодня требуется всего лишь несколько минут.

Кофр по наследству перешёл к его праправнуку Михаилу Розену, который два десятка лет жил на Алтае.

Удивительную судьбу этой драгоценной вещицы удалось воссоздать лишь недавно, десять лет назад, во время празднования 100-летия со дня рождения алтайского исследователя Михаила Розена. Томский учёный Алексей Малолетко выпустил к юбилею друга небольшую книжицу. В ней он упомянул о том, что Михаил Федорович делился с ним сведениями о том, что кофр когда-то принадлежал его прямому предку Фёдору Фёдоровичу Розену.

Эта знаковая вещь была знакома многим, кто бывал дома у Михаила Фёдоровича.

Известный бийский краевед Борис Кадиков вспоминал о том, что, когда изредка наезжал к Розену в Ленинград, куда тот вернулся с Алтая в 1962 году, «у Михаила Федоровича была походная складная койка и он разворачивал её мне на ночь».

5 ноября 1989 года Михаил Федорович скончался, не оставив после себя потомков. Его племянница позвонила в Бийский музей и пригласила научного сотрудника Елену Грехову в Ленинград, чтобы разобрать архив исследователя и забрать то, что связано с алтайской тематикой.

Елена Анатольевна вспоминает, что больше недели исследовала архив Михаила Фёдоровича. В квартире имелись антикварная мебель, старинные пианино и виолончель, хранилось много бумаг, редких икон и книг. Она отобрала то, что касалось бийского периода жизни Розена. Из личных вещей Розена взяла лишь то, что могло стать музейными экспозициями: шахматы, галстук, портфель и несколько авторучек.

Всего набралось 140 килограммов. Надо было упаковать этот груз, доставить в багажное отделение железной дороги. Елена Анатольевна использовала кофр как сундук, уложив в него папки с рукописями. Она посчитала, что он не представляет культурной ценности, но всё же имеет некую музейную магию. К тому же вспомнила, что Николай Рерих во время путешествия по Алтаю пользовался, как ей казалось, точно таким же дорожным реквизитом. По крайней мере, на это указывают сохранившиеся фотографии.

Старый кожаный кофр пролежал в подвале Бийского музея 13 лет, пока новый свет на судьбу походной вещи генерала Фёдора Розена, сохраненной его потомками, не пролил Алексей Малолетко.

А презентация этого уникального экспоната состоялась спустя ещё 10 лет, в мае этого года, в рамках «Музейной ночи».

Кстати говоря, в Бийском краеведческом музее хранятся ещё восемь сундуков. А вдруг какой-то из них имеет схожую судьбу?!

Розы на гербе

Письменные источники свидетельствуют, что история рода Розенов, имя и герб которых связаны со словом «роза», уходит в тысячелетнюю даль.

Считается, что родоначальник фамилии родился в Богемии, на территории нынешней Чехии. Хотя существует версия, что Розены пошли из Германии.

Один из потомков родоначальника – Георгий Розен в 992 году переселился из Богемии в Польшу, а его потомки – в Лифляндию, Эстляндию, Швецию, Германию, Францию, Австрию, Данию, Россию и другие страны. В свою очередь их потомки за столетия были правителями и вассалами, рыцарями и мятежниками, епископами и монахами, учёными, дипломатами, живописцами, композиторами и писателями.

Российские бароны Розены состояли в родстве с Волконскими, Раевскими, Врангелями, Трубецкими, Голицыными и другими знатными фамилиями.

Барон Андрей Розен, обвинённый в причастности к декабристам, но, по существу, лишь отказавшийся стрелять в своих братьев по оружию, писал, что «при Александре I почти в каждом полку и в каждой артиллерийской бригаде можно было встретить Розена». В русской армии только в генеральском чине было семь человек, носивших эту фамилию, отличавшихся храбростью и бескорыстием.

Род Михаила Розена, проживавшего свыше двух десятков лет в Алтайском крае, отличался тем, что его предками как минимум в пяти поколениях были Фёдоры Фёдоровичи (Фридрихи-Отто и Фридрихи-Густавы). Они достойно несли службу на военном и гражданском поприщах: прапрапрадед был подполковником; прапрадед (тот самый Фёдор Фёдорович – генерал-лейтенант); прадед – председатель комитета об иностранных поселенцах южной России; дед – профессор Казанского университета; отец – председатель окружного суда в Риге.

Будущий герой Отечественной войны Фёдор Розен, рождённый в Ревеле в 1767 году, успел к её началу повоевать со шведами, против польских конфедератов и в сражениях эпохи наполеоновских войн.

В ходе русско-французской баталии командир 2-й бригады 2-й пехотной дивизии генерала Демидова участвовал во многих битвах с неприятелем, в том числе в Митаве, под Полоцком, при Ушаче, у Лабиау, на Нерунгенской косе, был в сражениях при Гросс-Берене, Денневице, при Лейпциге, за что 6 октября 1813 года получил чин генерал-майора.

Во Франции барона назначили комендантом занятого русскими войсками города Реймса. Он всячески старался облегчить положение жителей, стесненных постоем неприятельских войск и разными повинностями. Но впоследствии жители рассказали Наполеону, что они не знали притеснений, на что император молвил: «Хорошо! Если жребий войны предаст в наши руки этого достойного человека, я отправлю его в Реймс, где благодарность жителей сделает ему пребывание приятным».

Затем русский генерал Розен участвовал ещё в Краонском, Лаонском сражениях, а в последний день марта 1814 года ступил на землю Парижа, чтобы в августе того же года вернуться в Россию. С 1832 по 1842 год Фёдор Фёдорович был комендантом Севастополя. В 1833 году кавалер многочисленных наград был произведён в генерал-лейтенанты.

Портрет Фёдора Розена кисти художника Джорджа Даве находится в Военной галерее Эрмитажа. Рядом с ним в том же зале увековечен образ ещё одного славного генерала Отечественной войны - Антона Скалона, рождённого в Бийске и сложившего голову под Смоленском.

Восемь портретов предков Михаила Розена, жившего в середине прошлого века на Алтае, хранятся также в Государственном Русском музее. Однако недавно выяснилось, что несколько этих работ ему как-то удалось сохранить даже в годы ссылки в Куйбышев и на Алтай. Об этом говорит находящаяся в фонде Бийского музея квитанция Русского музея за № 4066, которую привезла Елена Грехова из Ленинграда. В документе сказано, что 21 ноября 1973 года от Михаила Розена были приняты пять произведений художника Марка Клауса. Это – портреты представителей династии баронов фон Розен из родового поместья Кикель – прямых предков Михаила Фёдоровича по генеалогической ветви.

С душой ребёнка

Алексей Малолетко, хорошо знавший Михаила Розена в алтайский период, так характеризовал его: «Судьба этого человека столь драматична, сколь и величественна».

Потомок прибалтийских баронов, рожденный 110 лет назад, 14 ноября 1902 года, сумел адаптироваться к советской действительности. А его старший брат Фёдор (Фридрих), курсант Морского кадетского училища в Санкт-Петербурге, во время учебного плавания принял решение о невозвращении в Россию. Братьям и сестре Елене удалось встретиться лишь в 1974 году, через 57 лет после расставания.

Михаил окончил в 1925 году факультет растениеводства Ленинградского сельскохозяйственного института. Однако ещё в студенчестве связал свою жизнь с другими отраслями, заявил о себе как о серьёзном исследователе. Свыше десяти лет он занимался изучением дельты Волги, бывал в экспедициях на Кольском полуострове, на Каспии и Арале, в Финском заливе, в Печорском бассейне. О широте взглядов молодого исследователя говорят тематика его публикаций: донные осадки и режим морских наносов, колебания уровня Каспия, торфяники и вечная мерзлота.

Однако в 1935 году, после убийства руководителя Ленинграда Сергея Кирова, Михаил Розен в числе «бывших» людей был выселен вместе с женой, дочерью (отец уже был репрессирован и погиб на Колыме) из города на Неве в Куйбышев. Занимался гидрогеологическими и инженерно-геологическими изысканиями в гидротехнической конторе Наркомзема, в Особстрое НКВД и в «Нижневолгопроекте».

В конце 1941 года он с семьёй (как немец) был депортирован на Алтай, оказался в Змеиногорске, где имелся рудник. Здесь он был принят в рудоуправление треста «Запсибзолото» на должность геолога.

В 1952 году Розен переехал в Бийск, где продолжил работу в Катуно-Бийском прииске. Он руководил разведкой Синюхинского месторождения золота в теперешнем Чойском районе Горного Алтая, на базе которого был построен рудник «Веселый». В 1962 году, похоронив в Бийcке жену Лидию Константиновну, выехал в Ленинград, где прожил ещё 27 лет.

По оценке людей, хорошо знавших Розена, Михаил Федорович приехал в край уже сформировавшимся исследователем с широким кругом научных интересов. Он занимался творческими изысканиями во многих областях. Историей горнорудного дела на Алтае – изданы книги «Очерки по истории горного дела на Алтае» и «Колывань и гора Змеиная»; исторической картографией – «Верхняя Обь и Алтай на картах ХVI-ХIХ веков»; топонимикой – «Словарь географических терминов Западной Сибири» и «Географические термины Западной Сибири» – в соавторстве с Алексеем Малолетко; библиографией – «Очерки и библиография исследований природы Алтая».

Кроме того, Розен создал и возглавил Алтайское отделение Географического общества СССР.

По воспоминаниям краеведа Бориса Кадикова, «Михаил Федорович был человеком поразительной чистоты. У него была душа ребёнка в хорошем смысле этого слова, очень простая и восторженная».

Фоторепортаж
Блоги