Хранительница бора

Ирина Афанасьева четверть века посвятила профессии лесничего

00:00, 15 сентября 2012г, Общество 1968


Хранительница бора Фото №1

Когда я узнала, что Дресвянским участком ООО «Каменский лесхоз» командует женщина, в голове невольно нарисовался образ этакого мужика в юбке. Мои домыслы рассыпались, как только мы подъехали к конторе лесничества. Журналистов на пороге встречала обаятельнейшая особа с умопомрачительной улыбкой, простая и, как показалось, очень ранимая.

То, что передо мной руководитель-профессионал с крепким внутренним стержнем, стало понятно из нашего дальнейшего разговора. Ирина Афанасьева родом из Бурлинского района. В детстве она и не помышляла посвятить свою жизнь такой сугубо мужской отрасли. Вокруг ее Новопесчаного и лесов-то отродясь не было, разве что колки березовые. Но когда в школу приехали педагоги Бийского лесхоза-техникума агитировать будущих абитуриентов поступать в их учебное учреждение, как-то неожиданно для себя и родных решила: попробую! Мама твердила: «Ира, иди в педучилище, не выдумывай!» Но девушку уже было не переубедить – такой характер.

Думала - временно, оказалось – навсегда

С тех пор как супруги Афанасьевы, став дипломированными специалистами лесного хозяйства, приехали по распределению в Каменский район, прошло уже почти двадцать пять лет. Молодых работников руководство лесхоза направило в Дресвянку. Это село, живописно умостившееся на крутом берегу Оби, окруженное бором, главу семейства очаровало – грибы-ягоды, рыбалка, целебный воздух. А главное – есть работа и служебное жилье. Ирина же, оглядевшись, поняла, что деревенька мала и не очень перспективна: «Три положенных года отработаем и переедем в другое место». Но перестроечный хаос с повальными сокращениями, покатившийся в ту пору по стране, заставил молодую семью пересмотреть планы на жизнь.

– Здесь была работа, хотя трудности с зарплатой нас тоже не миновали, – рассказывает Афанасьева. – Решили не рисковать. Дочь родилась, мужу в Дресвянке нравилось. Он ушел из лесного хозяйства, стал предпринимателем, открыл магазин. А я осталась в лесхозе.

Начинала Ирина Васильевна мастером леса. На протяжении пяти лет ходила с лесниками на отводы делян. Замеры, визиры, чертежи, отчетность – дело спорилось. Мужчины-коллеги свою подопечную во всем поддерживали, помогали, подсказывали. Добросовестность и ответственность Ирины принесли плоды – ей доверили должность помощника лесничего. В работе стали превалировать дела бумажные – наряды, табели, учетные книги.

Почти пятнадцать лет набиралась наша героиня управленческого опыта. А в 2005 году ее назначили начальником Дресвянского участка. Тут навалилось все разом – документы, кадры, производственные планы и заботы. А главное – огромная ответственность за вверенное ей хозяйство. Ничего нельзя упустить. Обеспечение спецодеждой, инструментами, горючкой, поиск запчастей для тракторов и бензопил – чего только нет в списке ежедневных хлопот лесничего.

Без лишних пререканий

Главной опорой молодой начальницы стал крепкий мужской коллектив, костяк которого составляют опытные вальщики и лесорубы. Сегодня в подчинении у Афанасьевой двадцать человек. Говорит, с мужчинами легче – они за углом кости перемывать не будут, в глаза скажут, что думают. А разговаривать с ними на одном языке она за два десятка лет научилась. И работники к ней привыкли – уважают за порядочность и прямоту, считаются с мнением этого специалиста-профессионала, говорят: «Ирина Васильевна – свой парень!» Стараются не подводить. На хорошем счету она и у руководства Каменского лесхоза.

Рабочий день Афанасьевой начинается в полвосьмого утра и заканчивается, когда бригады возвращаются из леса.

– Утром провожаю вальщиков и лесорубов на деляны, а сама думаю: только бы день прошел без происшествий, – делится моя собеседница. – У этих людей очень опасная и тяжелая работа. Технику безопасности надо соблюдать неукоснительно. Все положенные инструктажи провожу, бригадирам наказываю смотреть на месте, чтобы без касок не ходили, все правила соблюдали, знаки опасной зоны выставляли. Знаете, ведь свалить дерево тоже не просто. Нужно точно определить угол подпила ствола, угол его падения, чтобы не сделать задира на соседних деревьях, не повредить здоровые насаждения. За каждую такую ошибку нас штрафуют проверяющие. Вечером, когда мужики возвращаются на базу, можно спокойно вздохнуть и пойти домой. У меня там рация – если что, всегда на связи…

Сегодня основная масса древесины, заготовленной Каменским лесхозом, уходит на лесодеревообрабатывающий комбинат. Дресвянскому участку в год по плану надо напилить почти двадцать тысяч кубометров. Деловой хвойный лес отправляют на ЛДК, березу и нестандартную сосну – в столбовский цех лесхоза на пиломатериал, шпалу, рудничные стойки. Некондицию – на дровоколы. Почти безотходное производство.

– Многие селяне говорят: вы теперь на ЛДК весь наш лес вывезете! – рассказывает Ирина. – Я поясняю: такого не случится. План рубок нам доводит Западно-Сибирское лесоустроительное предприятие. Его специалисты приезжают раз в десять лет, осматривают массивы, определяют, где, сколько и какие деревья нужно выпилить, чтобы лес формировался здоровый и сильный. Последний план составлялся в 2005 году, по нему мы сегодня и работаем, сами ничего не придумываем.

Всегда начеку

Есть в лексиконе работников лесного хозяйства словосочетание, которое моментально стирает улыбку с их лиц, каким бы веселым ни был предшествующий разговор. Пожароопасный период. На эту тему лесники не шутят, анекдотов не сочиняют. Произносят эти два слова они с каким-то, сродни суеверному, страхом. Всю весну и осень живут и работают в напряжении. С приближением этой тревожной поры зачастят в труднопроходимые чащи патрульные машины, с особым вниманием станут вглядываться в необъятную лесную даль смотрители на вышках. Закурился над массивом дымок – в набат! Поднимает лесхоз по тревоге свои пожарные расчеты, чтобы успеть локализовать очаг возгорания и не дать «красному петуху» разгуляться.

– Пожароопасный период – самый сложный в нашей работе, – говорит Ирина Афанасьева. – В этом году он аномально долгий – с апреля и до самого снега. У нас на участке две наблюдательные вышки, одна – в Дресвянке, другая – в Малетино. На всех работают женщины. Мужчины не соглашаются сидеть по семь часов на 35-метровой высоте и беспрестанно глядеть на лес, которого здесь восемь с половиной тысяч гектаров. Девчата смелые у нас, молодцы! Александре Егоровой в Малетино попроще – у нее вышка с видеокамерой, она сидит внизу и отслеживает картинку на мониторе. А вот сменяющим друг друга Гюльшат Апатаевой и Елене Ждановой приходится забираться на самый верх и внимательно следить за обстановкой.

День работников леса, отмечаемый в третье воскресенье сентября, приходится на этот непростой период, поэтому Ирина Афанасьева и ее коллеги даже в праздник начеку. Никогда Каменский лесхоз не забудет сумасшедшую ураганную ночь 8 сентября 2009 года, когда бушевавший в Корниловском бору пожар грозил обернуться для близлежащего крупного села огромной бедой. Все силы объединили местные сельхозпроизводители и лесхоз – не выпустили огонь из леса. Но там он дел натворил – выгорело почти сто гектаров хвойных пород. Сегодня на этом месте уже зеленеют молоденькие саженцы.

– Нынче за столь засушливые весну и лето случился всего один пожар, который быстро локализовали, – говорит моя собеседница. – Еще бы осень пережить…

– А на семью время остается? На увлечения женские? – спрашиваю я.

– Совсем чуть-чуть, – признается Ирина. – Цветы люблю. Здесь, в конторе, комнатные развожу. А на приусадебном участке летом выращиваю циннии, флоксы, хризантемы. Точнее, сею. Поливает муж. С такой работой даже скотину пришлось со двора вывести – корове не объяснишь, почему хозяйка невовремя с работы вернулась, что у нее пожароопасный период. Одни куры остались. Да огород. В День леса картошку копать будем. Надеюсь…

Про мечты интересуюсь. «Дома бывать подольше, пирогами родных чаще баловать, – отвечает Ирина. – На диване поваляться, телевизор посмотреть. Да просто в тишине посидеть. А еще хочу, чтобы помощник у меня скорее появился, полегче бы стало, можно было бы опереться на кого-то и немного отдохнуть». Руководит коллективом Ирина пока одна. Она и снабженец, и управленец, и хозяйственник. Две ставки, в том числе помощника начальника Дресвянского участка, вакантны – не едет дипломированная молодежь в маленькое село. И о самой деревне душа болит. Афанасьева второй уже созыв - депутат сельского совета, помогает решать проблемы своим землякам, в том числе и силами своего предприятия. Доверяют ей люди, знают – не подведет и, что в ее силах, сделает.

Наталья ИСАЕВА

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж