Последняя проверка

В Барнауле на базе трех вузов прошли предварительные защиты научно-исследовательских работ школьников в рамках программы «Будущее Алтая»

00:00, 28 февраля 2013г, Общество 1653


Последняя проверка Фото №1

Это последняя тренировка перед выездом на престижные федеральные конкурсы: Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» (Москва), Международный конкурс научно-технических работ «Старт в науку» в городе Долгопрудном и олимпиада «Созвездие» в Королёве.

Причем тренировка, как показалось корреспондентам «АП», прошла в условиях, весьма близких к «боевым»: оппонентами старшеклассников стали ведущие преподаватели вузов региона в ранге не ниже кандидата наук.

Юные докладчики действительно поразили нас способностью представить свои исследования в наилучшем свете, выдержать настоящий шквал каверзных вопросов и справиться с объяснимым волнением, что, в общем, неудивительно: до этого этапа добралось всего 28 учащихся из образовательных учреждений семи городов и пяти районов края – авторы самых проработанных проектов, выбравшие прошлой осенью интересные и порой весьма актуальные темы.

Чего стоит, например, бизнес-план одиннадцатиклассницы из села Шипуново по созданию частного детского сада – именно сейчас, когда тема доступности дошкольного образования находится в фокусе общественного внимания? Или обновленный проект защиты летчиков от лазерного хулиганства, предложенный учащимся Михайловского лицея? Хотя далеко не все темы должны обладать таким прикладным потенциалом, эксперты связывают определенные надежды и с работами «Об одном минимуме в геометрии треугольника» или «Названия магазинов одежды в системе эмпоронимов города Барнаула».

Истины, рождённые в спорах

«Здравствуйте, меня зовут Бухтоярова Виктория, я ученица 11 класса Сростинской школы. Тема моего доклада – «Виртуальный лабораторный комплекс по физике» – так начинается очередное бодрое выступление. Презентации работ уделяется не меньшее внимание, чем собственно исследованию. Виктория рассказывает о дисциплине под названием «Научная визуализация», которая позволяет переводить результаты исследований, выраженные сухими цифрами, в визуальные образы. По мысли школьницы, такое представление научных данных может облегчить изучение школьниками физики. Вместе с научным руководителем (и по совместительству школьным учителем) они изучили возможности создания специального программного обеспечения для наглядного представления опытов по физике, создали прообраз такого ПО и визуализировали несколько опытов – с каплей воды, реактивным движением, осциллятором, пружинным маятником. По сути, это небольшие беззвучные мультфильмы, с помощью которых учитель на уроке физики мог бы объяснить любое явление.

Доклад сопровождается слайдами, небольшой демонстрацией программы и длится от силы пять минут. Зато потом еще почти 20 минут школьница отвечает на вопросы экспертного совета под руководством доктора педагогических наук, профессора АлтГПА Анатолия Веряева. Как заложить в программу модели и уравнения, которыми описываются изображаемые физические явления? Что подразумевается под фразой «Обнаружение коллизии»? Сделал ли автор руководство пользователя? И вообще, почему на третьем слайде буквы съехали вбок? А вот ваша визуализация капли – вы когда-нибудь каплю-то видели?

Надо признать, что эта часть защиты со стороны почти всегда кажется довольно жесткой, особенно если вспомнить, что защищаются школьники, а вопросы задают профессора, которые исходят из совершенно других критериев оценки научной работы.

– Допустим, я – учитель физики и хочу визуализировать какой-то опыт с помощью вашей программы, – говорит кандидат физико-математических наук Сергей Дронов. – Какими навыками я должен владеть, чтобы это сделать?

– Нужны навыки программиста, – отвечает школьница.

– А если я владею языком программирования и хочу описать столкновение двух шариков?

– Тогда вы должны взять динамическую библиотеку, прописать в ней свойства шариков и все происходящее на экране, а потом загрузить в программу…

И каждый раз где-то на пятнадцатой минуте такой экзекуции эксперты вдруг начинают горячо спорить уже друг с другом, а напоследок, к большому облегчению зрителей, дают докладчикам весьма ценные советы, как уйти от острых вопросов на федеральных конкурсах.

Правильный настрой

По направлению «Экономика» в тот же день защищались два любопытных бизнес-плана. Людмила Тарасенко из Алейска рассматривала создание малого предприятия в сфере услуг на примере несуществующего (пока) зоосалона «Любимец», а Дарья Цишевская выступила с проектом создания частного детского сада в родном селе Шипуново, который должен окупить все затраты уже за год.

– Многие мои знакомые и родственники сейчас рожают второго, третьего ребенка, но в нашем селе дети долго стоят в очереди в детские сады, – объяснила нам выбор темы Дарья. – В Шипуново три детских сада, но этого мало: своей очереди сейчас официально ждут 463 ребенка. Мой научный руководитель – Виктор Валентинович Зырянов, учитель истории и обществознания Шипуновской школы им. Луначарского. Многие его ученики уже участвовали в научно-исследовательских конкурсах с темами по истории и краеведению, а тут я – с экономикой (смеется). Нам было, конечно, сложно, но мы стараемся: ездим в Барнаул на консультации, слушаем рекомендации профессоров.

Кстати, Дарья пока планирует после школы поступать на экономический факультет и не исключает, что в будущем сама организует такой вот детский сад – тем более что ее бизнес-план, судя по реакции экспертов, получился вполне удачным.

Кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве России Василий Левичев объяснил, что, несмотря на град вопросов и кажущийся разгром, перспективы у представленных школьниками работ весьма неплохие.

– У этих ребятишек правильный настрой, – говорит Василий Емельянович. – Задача экспертов ведь состоит не только в том, чтобы заложить некие знания, но и воспитать в них умение держать удар. Знаете, когда девчонки выступали в первый раз, я задавал очень каверзные вопросы и смотрел на их реакцию. Если ребенок держит удар – это главное, остальное можно отточить. А уж когда школьники так заинтересованы, работать с ними одно удовольствие.

– В чем состоит ваша основная задача на данном этапе, когда все работы уже практически готовы?

– У каждого школьника есть научный руководитель – его учитель. Но зачастую учителя, скажем так, непрофильные: географии, истории, физики. А работа - по экономике. Поэтому мне приходится корректировать исследования в рамках нашего профиля: приводим материал в соответствие с экономическими законами и методами исследования, уточняем термины. Таким образом, у школьников за год проходят три официальные презентации и еще раза четыре я встречаюсь с ними как консультант. А сегодня – итоговая обкатка проектов. И все 15 лет, что я выступаю в этой роли в программе «Будущее Алтая», я с удовольствием наблюдаю, как сильно дети меняются за этот год, начинают по-другому мыслить.

Вечно двигатели

Секция «Физика, техника, астрономия» в этом году не выдвинула на федеральные конкурсы ни одной работы по астрономии, что, увы, вполне объяснимо. Зато физики и техники представляли свои исследования и приборы два дня. Среди тем – «Механизм кавитационно-абразивной обработки стекла» (Яков Филин из Ремзаводской школы Павловского района), «Исследования воздействия солнечной активности на динамику исторических процессов» (Анна Хохлова из гимназии № 5 г. Камня-на-Оби) и «Создание стационарного нагревателя для плавления льда в водопроводе» (автор – Анастасия Зайко, Михайловский лицей).

Кстати, особенно ценятся на федеральных научных конкурсах работы, созданные на местном материале. Например, такие как «Эколого-химическая оценка качества питьевых вод села Назаровка» Темурхана Халыл оглы Халилова (третья работа по физике из Михайловского лицея, учащиеся которого традиционно сильно выступают в программе «Будущее Алтая»). А среди тех, кто привез в Барнаул для демонстрации собственноручно собранный прибор, – одиннадцатиклассник Олег Гизбрехт из славгородской школы № 15.

– Я занимаюсь исследовательскими работами четыре года, сейчас защищаю свой третий проект. Вообще, все мои работы посвящены двигателям, – улыбается Олег. – Сначала был паровой, потом турбина Тесла, теперь – двигатель Стирлинга, на базе которого мы сделали генератор. В данном случае это низкотемпературный двигатель, который работает на небольшой разнице температур, что дает возможность использовать его в домашних условиях. Можно поставить его, например, на кружку чая или кофе, и пока напиток будет остывать, двигатель будет крутиться и вырабатывать электричество. Для наглядной демонстрации этого эффекта мы поставили на него лампочки.

– А в чем состоит ноу-хау? – спрашиваем мы школьника.

– Низкотемпературные двигатели малоразвиты, мы с научным руководителем не встречали такие модели, на которые бы устанавливались генераторы. Это и есть наше новшество.

Кстати, для Олега, который с детства собирал всевозможные установки и ремонтировал технику, первое участие в программе «Будущее Алтая» несколько лет назад стало во многом поворотным моментом: благодаря конкурсу он познакомился с учителем физики Натальей Бабаниной и сменил школу, так что теперь не только занимается наукой, но и, что для него важно, учится в сильном профильном классе.

Фоторепортаж
Блоги