Алтайский тракторный: новый «конь» борозды не портил

20:00, 24 марта 2022г, Хроники «АП» 1987


Алтайский тракторный: новый «конь»  борозды не портил Фото №1
Алтайский тракторный: новый «конь»  борозды не портил Фото №2
Алтайский тракторный: новый «конь»  борозды не портил Миниатюра №3
Алтайский тракторный: новый «конь»  борозды не портил Миниатюра №3

«Алтайская правда» продолжает цикл исторических публикаций. Сегодня расскажем вам о настоящей «машине времени», «стахановце» — тракторе Т4.

«По дороге неровной, по тракту ли,

Все равно нам с тобой по пути, -

Прокати нас, Петруша, на тракторе,

До околицы нас прокати!»

Слова из популярной советской песни.

Универсальный солдат

Читатель  газеты предложил недавно тему -  написать о тракторе Т4. Мужчина  занимается поставками запчастей для сельхозтехники. И видит, что наш алтайский трактор, который производился в 60е-е годы, работал все 70-е и 80 –е годы прошлого века, еще на ходу у фермеров  Поволжья и Сибири.  Подлатали, заменили детали, переставили с гусениц на колеса -  и  «старичок»  еще используется в хозяйстве. А в Оренбургской области есть музей сельхозтехники под открытым небом. Он открывается нашим трактором Т4.

«На алтайской технике пахали наши отцы и деды, она кормила страну», — уважительно говорят создатели музея.

Собкор «АП» Людмила Маковецкая по заданию редакции написала материал о том, что трудяга-Т4 еще есть и в некоторых хозяйствах рубцовского района. Конечно, он давно уступает современной технике, но на подсобных работах еще ничего.

«Он не стар, а суперстар!», — говорил журналисту фермер. 

«Когда пришел механизатором в хозяйство, мне нравилось работать на Т-4. Мы с напарником за ним хорошо смотрели, и это была безотказная машина, – рассказывает бригадир комплексной бригады Сергей Редькин. – Единственная проблема – ходовая часть. В пахоте трактор ведет себя прекрасно, а зимой по снегу сам себя разбивает. А двигатель хороший. Да, в летний период жарковато, особенно на парах. Но мы старались, когда обрабатывали их, выходить в ночь, когда прохладно. На ранневесеннем бороновании ему цены не было. Гусеница есть гусеница, в пахоте это мягкий трактор. Жалко, что развалился АТЗ. Задумки на будущее у него были хорошие…»

Давно ушел в историю Алтайский тракторный завод. В Рубцовске проводится рекультивация его территории, а это почти 300 гектаров. Очищают от хлама, металлолома, разрушенных строений.  Места залежей металлолома определили со спутников.

История АТЗ закончилась 2011 году с банкротством предприятия.  А началась в 1942-м.

В  июне 1945 года «Алтайская правда» писала:

«Созданный в военное время в Рубцовске Алтайский тракторный завод в короткий срок освоил производство и уже выпустил свыше трех тысяч тракторов».

Как все начиналось

В феврале 1942 года в первом эшелоне с тракторостроителями, прибывшими из Харькова, находился «командный» состав ХТЗ во главе с его директором Петром Павловичем Парфеновым. Он и был назначен первым директором Алтайского тракторного завода. Петр Павлович был опытным руководителем: 18 лет он проработал на инженерных и руководящих должностях. Он был директором паровозостроительного завода в Харькове, затем директором танкового завода и, наконец, директором Харьковского тракторного.

Среди  приехавших инженеров-машиностроителей   было много евреев из Харькова, они были  высококвалифицированными специалистами. А  рабочие кадры формировались за счет местной молодежи Рубцовска и окрестных сел.

Займы, премии и…телогрейка

Оклад начальника цеха равнялся 1400 рублей, а подсобного рабочего – 96 рублей. Случались и премии. Половина премиального фонда уходила на налоги. Также рабочие премировались или, наоборот, наказывались увеличением и уменьшением норм хлеба. Типичным было увеличение или уменьшение нормы на 200 граммов.

Руководящий работник получал гораздо выше сумму премий, чем рабочий. Зачастую заработная плата начальника цеха или отдела на 70% состояла из премий.

В некоторых расчетных ведомостях по другим цехам есть так называемые отчисления в государственные займы. То есть помощь фронту шла как бы сама собой, механически вычиталась из заработной платы. Работники заводоуправления должны были платить еще и культурный налог. Средняя заработная плата по весной 1944 года была 346 рублей, а в заводоуправлении – 232,58 рубля в месяц. На те 300 рублей среднемесячной зарплаты в городе можно было купить только поношенную телогрейку.

(Из реферата Екатерины Курдиной «Материально-бытовое положение рабочих алтайского тракторного завода в годы войны»0- О.К.).

Трактор-легенда

За первые 15 лет завод выпустил 191 тысячу тракторов. ДТ-54 сыграл выдающуюся роль в освоении Целины.  5-ступенчатая  коробка передач,  дизель-мотор, мощность до 60 лошадиных сил.

«По заданию Народного Комиссара Среднего Машиностроения тов. Акопова коллектив АТЗ приступил к модернизации трактора на основе новейших достижений современного тракторостроения. В короткие сроки были проработаны проектные и рабочие чертежи, а также компоновки узлов трактора. Цель — повышение тяговой мощности, повышение мощности двигателя до 60 лошадиных сил, замена 4-ступенчатой коробки. Так появился трактор ДТ-54.

ДТ-54 «снимался» во многих фильмах. В том числе в легендарном кино «Дело было в Пенькове»с Вячеславом Тихоновым.

Одно из последних изделий завода – мощная и проходимая машина трелевочная чокерная ТТ-4М.

Трактор против фрицев

«Алтайская правда» вспоминала, что в начале  войны Советский Союз  испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы. Так, во время обороны Одессы от осаждавших город румынских частей были брошены в бой десятки тракторов. Основная ставка была сделана на психологический эффект: атака производилась в ночь с включенными фарами и сиренами, и румыны обратились в бегство. За подобные случаи, а также за то, что на эти машины часто устанавливались муляжи тяжёлых орудий, солдаты прозвали их НИ-1, что расшифровывается «На испуг».

Конец мифа

«Прокати нас до речки, до лесика,

Где горят серебром тополя.

Запевайте-ка, девушки, песенки

Про коммуну, про наши поля!»

 Знаменитая  песня про тракториста была основана на облетевшим советские газеты сообщении о зверском нападении кулаков в 1929 году  на тракториста-комсомольца коммуны «Новый путь"   Петра Дьякова. Его якобы избили, облили керосином и подожгли, но Петр выжил. Когда в 1990-е годы подняли архивы ФСБ, выяснилось, что всю  эту  историю  с нападением кулаков Дьяков выдумал, никто на него не нападал, керосином не обливал и не поджигал. Он попытался  посветить спичкой  резервуар с керосином, но он полыхнул…

Тем не менее, мистификация, появившись в местных газетах, вскоре перекочевала в газеты центральные, была использована для пропаганды коллективизации и прочно утвердилась в советской традиции. А крестьяне, которых оболгал Дьяков, были приговорены к высшей мере наказания  и лагерям.

Фоторепортаж