Авиатор Сергеев

17:00, 18 августа 2017г, Общество 1835


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

У Ребрихи нет авиации и своего аэродрома, но при этом над селом то и дело взлетают самолеты. Их конструирует и отправляет в полет местный предприниматель Виталий Сергеев, энтузиаст, один из организаторов Международного авиамодельного фестиваля «Крылья Сибири», который нынешним летом принимало ребрихинское небо.

«А мне летать охота»

Гости фестиваля, прошедшего при поддержке местного бизнес-сообщества и комитета по предпринимательству администрации Ребрихинского района, впервые увидели единственную в Сибири копию спортивного самолета-«акробата» Extra 330 SC, летающего в режиме 3D-пилотирования. Сергеев сделал ее из композитного материала.

С конструктором-моделистом «АП» уже была знакома заочно по распространенному в Сети видео окрестностей райцентра, снятому с беспилотника. Собираемые автором летательные аппараты поднимаются на малую, до 300 метров, высоту, но и отсюда уже видно, что земля круглая. В гости к Сергеевым мы ехали с надеждой увидеть все своими глазами, но «полетушки» не состоялись. Дождь, затянувшийся с утра, сорвал затею.

Одноместный самолет, на котором Виталий готов взлететь уже этим летом, собран по чертежам авиамоделиста Коваленко из Краснодара из кит-набора, как из конструктора. Двигатель бензиновый, трубы из специального сплава Д16, по прочности и легкости превосходящего алюминий, особая ткань и крепежные элементы из нержавеющей стали. Аппарат уже почти готов, осталось оснастить его крыльями и проверить надежность крепления элементов. Нужна сухая погода, чтобы выкатить самолет из ангара, доработать и наконец облетать его. Легкой изящной птице, кажется, и самой уже не терпится в небо.

Скорость и высота – это то, о чем Виталий мечтал мальчишкой. После школы выучился на водителя и жил вполне земной жизнью – женился, стал отцом, поставил собственное дело. Когда перевалило за тридцать, понял: высокая мечта не отпускает. Пусть с профессиональной авиацией не вышло, но кто мешает заниматься самой малой, любительской? Сейчас в райцентре Сергеева называют авиатором без доли иронии.

О простом и сложном

Начинал Виталий лет шесть назад с детских радиоуправляемых вертолетов, последовательно перешел на квадрокоптеры, планеры, уменьшенные копии спортивных самолетов с бензиновыми двигателями. Управляются они с земли и фигуры высшего пилотажа выполняют не хуже своих больших крылатых собратьев. Тот самый Extra 330 SC – одна из крайних, как говорят в авиации, моделей. Пилотажный самолет выполнен в 35% величины своего реального спортивного прообраза. Объем мотора – 120 кубов,  в режиме 3D-пилотирования с земли машина выполняет сложные фигуры, например, зрелищный асовский «Роллинг Харриер», когда при линейном полете с углом тангажа в 45 – 50 градусов самолет еще и вращается!

Понятия сложного и простого в авиации относительны. Так,  опытные пилотажники считают элементарной петлю Нестерова. Но прежде чем сорваться вниз головой, надо четко просчитать, в какой миг потянуть ручку управления на себя, чтобы, описав ровный круг, вернуться в заданную точку. Одна из любимых фигур Сергеева – штопор на ноже, когда самолет «вальсирует» вокруг своей оси на крыле. Неужели все то, что выполняют в небе реальные летчики, можно делать и с земли с помощью пульта?

– Блоки управления больших самолетов и их копий идентичны. Однажды волею судеб я оказался в настоящей кабине пилота и сразу понял, что принцип один и тот же, – объясняет авиатор. – Более того, некоторым пилотам не хватает подготовки именно на моделях, управляемых с земли. Думаю, опытные летчики совсем не случайно перед выполнением сложной небесной программы занимаются на симуляторе. Это помогает им понять, как выполнить ту или иную фигуру, постичь идеологию поведения самолета в сложной ситуации. Один мой знакомый конструктор, работающий на аэродроме, бывает, консультирует профессиональных летчиков, потому что у него есть наработанное понимание пилотирования.

Чистое небо

Самолеты – удовольствие дорогое. Даже для успешного предпринимателя. Стоимость простейших моделей начинается от 5 тысяч рублей, копий реактивных самолетов превышает миллион. В ангаре у Виталия, который он называет земным словом «гараж», стоит несколько разных машин. Мой женский ум начинает лихорадочно подсчитывать, сколько же денег из семейного бюджета ушло в буквальном смысле на воздух. Но Светлана, жена Виталия, продолжает невозмутимо разливать чай на уютной кухне:

– Сейчас все можно заказать кит-набором и собрать самостоятельно. Так, собственно, муж и поступает. Получается и дешевле, и интереснее, чем купить готовый летательный аппарат. Наши дети Алиса и Дима уже так привыкли к увлечению отца, что самолеты во дворе дома считают чем-то обыденным, само собой разумеющимся.

– Светлана, пилотирование с земли еще куда ни шло. Но неужели вам не страшно, когда ваш муж на самодельных конструкциях взмывает в небо?

– Чтобы мужчина состоялся, у него должно быть настоящее дело, увлечение. Я доверяю Виталию, потому что он человек ответственный и технически грамотный. Прежде чем взлететь, перепроверит все на тысячу раз. Он старается участвовать во всех «полетушках», устраиваемых энтузиастами во время алтайских фестивалей. Там нет победителей, это площадка для общения конструкторов-моделистов края.

Сам авиатор признается: по неопытности и из-за рискового пилотирования два самолета он разбил «в дрова», так, что восстановлению они уже не подлежали. Считается, что чем ниже к земле, тем круче пилотирование. Чиркнуть крылом – вообще шик. Но чуть не рассчитал, сглупил – прощай, машина. Вот что Сергеев советует новичкам, делающим первые шаги в моделировании летательных аппаратов:

– Потеря самолета всегда шок для конструктора. Я никогда не считал, сколько стоит любой из них. Но весьма недешево – точно. В него же душа вложена, труд, время, бессонные ночи, силы, деньги. Элементы не все сразу получается достать, а постепенно, со всего света, от управляющей элеронами и хвостом сервы до последнего винтика. Учиться пилотированию можно и нужно на пенолетах. Такой аппарат несложно сделать из обычной потолочной плитки, поставив на него электронику. Выглядит он, правда, игрушкой, но зато дешевую модель не жалко будет, если вдруг разобьется. Еще один совет начинающим: приобретите компьютерную программу «Авиасимулятор», специально разработанную для наработки навыков управления самолетом.

Совсем скоро диспетчер международного аэропорта Барнаула получит сообщение о том, что в Ребрихе взлетает маленький одноместный самолет с пилотом-любителем на борту. Не пилотажный, а скорее прогулочный, с крейсерской скоростью 70 километров в час. Как пояснил сельский авиатор, особого разрешения на пилотирование аппарата весом менее 115 килограммов не требуется, но докладывать о маршруте и высоте полета положено, дабы не нарушить график движения пассажирских лайнеров. Заглядывая в прогноз погоды, вспомните о Виталии Сергееве и пожелайте ему чистого неба.

Фоторепортаж
Блоги