Что делать, если больше не хотите ходить на работу и близки к депрессии

07:07, 16 июня 2021г, Общество 1455


Что делать, если больше не хотите ходить на работу и близки к депрессии Фото №1
Что делать, если больше не хотите ходить на работу и близки к депрессии Фото №2
Что делать, если больше не хотите ходить на работу и близки к депрессии Миниатюра №3
Что делать, если больше не хотите ходить на работу и близки к депрессии Миниатюра №3

Какие шаги предпринять, если вы чувствуете, что больше не хотите ходить на работу и близки к депрессии? Об этом рассказала эксперт Молодёжного образовательного форума «АТР» кандидат психологических наук доцент департамента управления бизнесом Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Алямкина.

Причины стресса

Екатерина Анатольевна советует: прежде чем менять работу, нужно выяснить причины депрессивного состояния, отсутствия желания ходить на прежнюю работу, разобраться, почему снизился уровень ваших амбиций.

Чтобы понять, близки вы к профвыгоранию или нет, Екатерина Алямкина предлагает пройти тест. Нужно ответить на вопросы «да» или «нет» и посчитать количество положительных ответов.

Итак, вы уже не стремитесь что-то улучшить, выполняете обязанности на троечку, потому что и так сойдет? У вас снизилась интеллектуальная потребность и вы устаете от того, что раньше на работе доставляло удовольствие?

Екатерина Алямкина назвала факторы, которые провоцируют профвыгорание.

Во главу угла она ставит личностные качества. Кто-то терпеливый, кто-то агрессивный. Кто-то хочет одно, а делает совсем другое. Например, человек мечтает быть руководителем, а работает подчиненным, это его раздражает и в конце концов приводит к стрессу.

Иногда профвыгорание стучится к нам в двери вместе с кризисом возраста. В этот момент ты еще не научился жить по-другому, просто знаешь, что как раньше жить невозможно, а как хотел бы, еще не понял.

Базовые правила

  • Если долгое время вы переносите большие перегрузки на работе, то начинаете болеть, получать травмы.
  • Для того чтобы прийти в себя, нужна профилактика организма: нормальный сон, питание, физическая активность.
  • Кроме того, необходима активация личностных ресурсов. Мы окружены потоком информации.

Напишите на листочке 50 существительных, отвечающих на вопрос «Кто я?» Я – женщина, мать, служащая и т. п. После 10-го пунк-та начнутся трудности с идентификацией себя в этом мире. В знаменитых книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» Эрика Берна описана структура психики человека. Книги помогут идентифицировать себя и понять, как избежать межличностных конфликтов.

Недопонимание с окружающими возникает, когда мы делаем то, что нужно, то, что навязывает общество, а не то, что хотим.

В 20 лет нужно учиться, в 25 – завести ребенка, в 40 – чего-то добиться в карьере. На фоне этих устоявшихся схем происходят конфликты между людьми.

– Мы много себе врем и рассуждаем с позиции ребенка, из серии «дайте мне волшебную таблетку». А ведь иногда нужно просто почувствовать момент, постоять на двух ногах – гибко, но уверенно, как спортсмен. Когда мы с вами четко выбираем ту или иную позицию, тогда и конфликтов с людьми будет меньше, – говорит Екатерина Анатольевна. – Например: вас дома усаживают за стол, потому что мама старалась, готовила горячее, а вы не хотите есть. Что делать? Нужно уметь отказывать, так же поступать и на работе. Выгорание наступает быстрее у того, кто не умеет говорить нет.

Нельзя копить возмущение внутри себя, нужно уметь говорить конструктивно: «Да, это хорошо, но давай попробуем сделать по-другому. А если не получится, сделаем по-твоему».

Если человек завоюет своими поступками любовь и расположение окружающих, то он создаст для себя максимум психологического комфорта. Еще Конфуций сказал: «Выбери работу по душе – и тебе не придется работать ни одного дня в жизни».

Иногда нужно брать тайм-аут. Порой вы пытаетесь сделать за неделю всё, что не успели выполнить за год. Это плохо. Распишите дела в четыре квадрата: важные – неважные, срочные – несрочные.

Часто несрочное и неважное люди делают охотнее и раньше, чем другое, поскольку незавершенные дела вызывают большую утечку энергии.

Получается, что на несрочные и неважные дела мы тратим драгоценное время.

Чтобы отдохнуть, нужно всего лишь позволить себе отдохнуть. Для кого-то отдых – это просто созерцание природы, чашка кофе в разгар рабочего дня.

– Не забывайте восхищаться собой. Сделали дело – поймайте себя на том, какие вы эмоции по этому поводу испытываете. Если просто «сделали дело, идем дальше», то подумайте, чего не хватает, чтобы искренне порадоваться за тот этап в вашей работе, который вы преодолели. Марк Аврелий сказал: «Наша жизнь – это то, что мы думаем о ней». А один французский мыслитель верно подметил, что человек страдает не столько от того, что в его жизни происходит, сколько от того, как мы оцениваем происходящее, – отметила Екатерина Алямкина.

Научитесь принимать общество таким, какое оно есть. Не стоит идеализировать какого-либо человека.

Навыки саморегуляции

Существует много методик, которые помогают справиться со стрессом. Самая простая техника дыхания заключается в том, что мы вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. То же самое можно делать на четыре счета через нос. Выдох, задержали дыхание на четыре счета. Вдох, задержали дыхание на четыре счета и так далее, пока не успокоитесь.

Техника ведения дневника тоже поможет снять стресс. Вы заполняете в дневнике табличку по графам: ситуация, эмоция, что сделали, что сказали или подумали. 

Техника «Здесь и сейчас» действует следующим образом: вас всё бесит, а вы начинаете анализировать, как вам уютно и хорошо в конкретный момент времени. Кресло мягкое, пейзаж за окном красивый, в комнате мягкий свет. Правда, чтобы научиться быть счастливым в моменте, лучше поработать с психотерапевтом.

Техника «Рефлексия» пригодится, если вы стали проявлять агрессию к окружающим. Сфокусируйтесь на своих ощущениях. Поймите, что вы думаете, делаете и чувствуете сейчас. Если вы собираетесь отказать человеку в его навязчивой ежедневной просьбе, а сами сдерживаете себя и загоняете агрессию внутрь, то у вас возникает стресс. А нужно, чтобы все чувства и действия были гармоничными.

Техника «Умение радоваться» очень хороша в конце дня.

Вспоминаем, что хорошего было за мой день? Я выспался, смотрел весь день сериалы. Мне хорошо. Еще можно взять за правило мысленно благодарить всех, кто сделал вам за день что-то хорошее.

Техника от бессонницы состоит в том, чтобы распределять все свои мысли, которые не дают вам уснуть, по трем папкам: прошлое, настоящее, будущее. Начинаете сортировать свои мысли. Я поел – это прошлое, завтра я буду сдавать экзамен – это будущее, я лежу в кровати – это настоящее. В какой-то момент вы поймете, что мысли закончились или начинают повторяться, и заснете.

– В любой ситуации постарайтесь сохранять позитивное мышление. Есть такая притча. Жили на свете мудрец и глупец. Мудрец очень раздражал глупца. Тот решил проучить мудреца. Придумал зажать в ладонях бабочку и спросить у мудреца: «Живое или неживое?» Если скажет – живое, то он сожмет покрепче руки – и бабочка умрет. Если – неживое, то бабочка выпорхнет. Мудрец, увидев сомкнутые ладони глупца, изрек: «Всё в твоих руках», – поделилась Екатерина Алямкина.

Итак, всё в наших руках, начинаем выходить из стресса и убегать от профвыгорания.

Тест

1. Если вы вспоминаете, что завтра вам идти на работу, то остаток выходного испорчен.

2. Если бы была возможность уйти на пенсию, я бы незамедлительно сделал это.

3. Коллеги раздражают меня. Невозможно терпеть их однообразные разговоры.

4. То, как выводят меня из себя коллеги, еще цветочки по сравнению с тем, как раздражают меня мои подчиненные и ученики.

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, конференций, форумов и мастер-классов.

6. Коллегам я придумываю прозвища, которые использую мысленно.

7. С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли скажут что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как сразу хочется взять и послать всё ко всем чертям.

10. За последние три месяца мне не попалась ни одна профессиональная книга, в которой бы я вычитал что-то новое для себя.

Итоги

  • 1–2 «да» – всё в порядке.
  • 2–6 «да» – немножко отключиться от рабочего процесса.
  • 7–9 «да» – нужно призадуматься.

Фоторепортаж
Блоги