Метят, чтобы денежку собрать. В России все больше товаров подлежит обязательной маркировке

18:17, 19 июля 2023г, Экономика 693


Фото: Евгений Шумилов
Фото: Евгений Шумилов

После введения обязательной маркировки по определенной группе товаров налоговые отчисления от ее производителей вырастают как минимум на 30%. Эта цифра прозвучала недавно от московских специалистов на совещании с алтайскими участниками оборота биологически активных добавок к пище. 

Как подготовиться

В России все больше товаров подлежит обязательной маркировке. Уникальными матрикс-кодами метят шубы, лекарства, обувь, духи. Процедура эта хлопотная и недешевая для производителей, которые потом свои затраты переносят в конечную цену, то есть на плечи рядового потребителя.

Число товарных групп, подлежащих кодированию, постоянно растет. Вот и с 1 сентября 2023 года начнут маркировать очередные товарные группы. В их числе медицинские изделия, вода для детского питания, безалкогольные напитки и соки, кресла-коляски, антисептики и биологически активные добавки к пище (БАД).

Как подготовиться к нанесению специальных меток на БАД, недавно рассказывала нашим производителям Любовь Андреева, курирующая фармацевтическую группу товаров в ООО «Оператор-Центр развития перспективных технологий». Именно эта московская компания отвечает в России за внедрение и работу системы маркировки «Честный знак».

Андреева напомнила, что уже с 1 сентября 2023 года все участники оборота БАД обязаны быть зарегистрированы в системе маркировки и описать свои товары в каталоге. А спустя месяц производители и импортеры БАД обязаны наносить код маркировки на потребительскую упаковку и подавать сведения в систему о вводе в оборот.

– Код действует в течение 30 дней, – предупредила Андреева. – За это время нужно нанести его на свою продукцию и подать об этом отчет в систему. Затем нужно проверить, читаются ли эти коды, не сотрутся ли…

Москвичка больше часа подробно объясняла дорожную карту внедрения маркировки. Честно сказать, журналисту «АП», человеку глубоко не погруженному в эту тему, стало жалко производителей БАД, которым теперь предстоит приобретать дополнительное оборудование, заполнять гору документов и нести ответственность вплоть до уголовной за несоблюдение процедуры. А правила действительно сложные, особенно в случае торговли подарочными наборами, которые состоят из разных товаров, включая БАД.

Пиво-воды

С 1 декабря этого года начинается обязательная маркировка безалкогольных напитков.  Об особенностях этой кампании рассказал гендиректор «Вайланд Электроник» Сергей Ватажицын.

– Вы спросите, почему мы к внедрению маркировки БАД готовились два года, а сладкую воду – раз, и готово, – на секунду повесил интригу Ватажицын. – Да потому, что их маркируют как обычную воду, все процессы отработаны. Только требуется время на оснащение оборудованием. Все оно российское, поэтому проблем с ним не будет. Правда, они появятся у крупных предприятий, где упаковка продукции идет с бешеной скоростью, поэтому таким компаниям нужны специальные аппликаторы.

Такое же оборудование потребуется и для маркировки баночного пива, которая вступает в действие с 17 января следующего года.

Пиво на заводах разливают со скоростью 24 банки в секунду. И надо каждую успеть промаркировать. Сейчас производители пива пытаются для этого использовать лазерные принтеры. Вроде как в эксперименте получается, но в промышленном варианте еще не пробовали.  

– Если у вас скорость розлива превышает 1000 бутылок в час, то в любом случае потребуется автоматический аппликатор. Срок его изготовления даже в России составляет 2 месяца. Когда начнутся массовые заказы этого оборудования, то он может увеличиться до 3–4 месяцев, – предупредил гендиректор «Вайланд Электроник». – Поэтому, если вы понимаете, что не успеваете клеить руками, то надо заказывать немедленно. Если у вас мощности как у «Кока-Колы», то вы опоздали, потому что на ввоз немецкого аппликатора с учетом его изготовления и обхода санкций уйдет не менее года.

Честный ответ

В ходе семинара Любовь Андреева отметила, что если в БАД сейчас почти 45% подделок, то в упакованной воде практически нет контрафакта.

На вопрос журналиста «АП», зачем тогда нужна ее маркировка,  Сергей Ватажицын честно ответил:

– Кроме того, что маркировка защищает потребителя от подделок, так после ее введения налоговые сборы по товарной группе увеличиваются как минимум на 30%. Потом предприниматели жалуются: «Они душат малый серый бизнес». Да! Именно против малого серого бизнеса все это и сделано.

Так что, господа предприниматели, имейте в виду: не о борьбе с контрафактом, не о закреплении ваших брендов на рынке в первую очередь пекутся инициаторы введения маркировки, а о росте налоговых отчислений. Бюджету нужны деньги.

Комментарии

Технолог барнаульской компании «Грин Сайд» Андрей Казьмин:

– Сложности с внедрением маркировки у нас есть, но нам придется с этим работать. Дополнительных сотрудников не набирали, однако потратили на закупку оборудования несколько миллионов рублей.

Исполнительный директор АО «Бальзам» Наталья Грибач:

– Мы уже год на своем предприятии внедряем в тестовом режиме обязательную маркировку продукции. Для этого пришлось и самой осваивать большой массив информации и обучать сотрудников. У нас небольшое предприятие, так что дополнительная нагрузка легла на каждого из них,

Специалисты ЦРПТ приезжали к нам на производство, мы с ними обговорили каждый шаг. Время от времени обращаемся к ним за консультациями по проблемным вопросам. Большая благодарность Любови Владимировне Андреевой: она всегда на связи и готова объяснить непонятное. Тем не менее пока неясно, как будут работать с маркировкой сети, как при ограниченном бюджете компании решать вопрос с маркетплейсами.   Максимально откладываем этот процесс, но понимаем, что час пик не за 
горами.

Уже приобрели оборудование для нанесения маркировки, заплатив около 200 тыс. руб. Также потратились на обучение сотрудников, приобретение расходных материалов, 

В среднем мы выпускаем порядка 150 тыс. единиц продукции в год. Значит, будем платить только за матрикс-коды 90 тыс. руб. Чтобы компенсировать затраты, нам пришлось поднять стоимость своей продукции на 10% с марта, когда по плану ожидалось введение маркировки БАД. Это вызвало недовольство оптовых покупателей.

Фоторепортаж